Текстовая версия


новости главная тифлоинформация ресурсы издательская
деятельность
развитие
персонала
социальные
партнёры
услуги почта
Карта сайта
Новости
Главная
Тифлоинформация
Ресурсы
Издательская деятельность
Развитие персонала
Социальные партнёры
Методическая деятельность
Услуги
Библиотека благодарит
Почта
              <<< вперёд >>>
                                      
Литературно-музыкальная композиция
"Прикасаться к человеческим сердцам"
Автор разработки:

Вовнянко Ольга Титовна - зав. сектором абонемента Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых им. В.Я. Ерошенко
/Белгород, 2007/

100-летию
со дня рождения композитора
В.П. Соловьева-Седого

посвящается
СТРАНИЦА 1

Ход проведения мероприятия:

1-й ведущий:
         Уважаемые наши гости! 25 апреля отмечается 100-летний Юбилей замечательного композитора Василия Павловича Соловьева-Седого. Василий Павлович принадлежит к той легендарной богатырской плеяде, которая поднялась в России из глубины народной на радость и удивление человечеству. Песенное творчество композитора - это настоящая музыкальная летопись нашей эпохи, которая уже давно вошла в золотой фонд советской музыки. Его песни знают, любят и, что самое главное, их поют. Они навсегда останутся в памяти народной.

2-й ведущий:
         Родился Василий Павлович в Петербурге 25 апреля 1907 года в семье Анны и Павла Соловьевых.

Родился он там, где течет Нева,
Навек в родной влюбился Ленинград,
И в "Разговоре с городом" слова
Как голос композитора звучат…

         Его родители - выходцы из крестьян. Вот как вспоминала о них сестра Василия Павловича: "…Мама наша Анна Федоровна была псковитянка, родом из порховской деревни. Она была хороша - небольшого роста, стройная, голубоглазая, с косой почти до колен. Человек необыкновенной доброжелательности - всегда о ком-то заботилась, хлопотала… В голодные 1918-1920 годы собирала вещи и в деревнях меняла на продукты, подкармливая и детишек с нашего двора на Старо-Невском.
         Была она человеком гордым, вспыльчивым, с обостренным чувством собственного достоинства. Она охотно вспоминала, как служила горничной у Анастасии Вяльцевой, как ушла от нее, не снеся капризов знаменитой певицы, хотя пение Вяльцевой приводило мать в восторг.
         "…Отец наш, как и мать, родился в 1874 году. Детство его прошло в деревне близ города Невеля. У деда было 19 детей. Отец учился в сельской школе лет до десяти, а потом запрягся в тяжелый сельский труд… Пение отец любил страстно и сам пел чистым тенором, в основном народные песни….". Эти песни сыграли большую роль в музыкальном развитии будущего композитора.

1-й ведущий:
         Рано обнаружились у Василия Павловича также тембровые пристрастия, чуткость не ко всем, а к некоторым музыкальным краскам. Гармошка, на которой играл отец, не привлекала: только лет через двадцать пять для фронтовой концертной поездки выучился он игре на аккордеоне.
         Вся любовь поначалу была отдана струнным народным инструментам, а особенно балалайке.
         Немое кино приобщило его к фортепиано. В доме, где он жил, открылся маленький кинотеатрик, где крутили фильмы. Заметив у экрана диковинку - пианино, он упросил киномеханика разрешить ему попробовать клавиши и быстро подобрал по слуху "Светит месяц". Восхищённый механик позволил ему ежедневно по утрам присаживаться к инструменту, а мальчик взялся таскать киноленты, помогал их "прокручивать", убирал зал. Василий Павлович, по словам М.Шагинян, учился "секрету массовости музыки, тайне той магической связи, посредством которой музыка сливает людей в едином переживании, объединяет их в одном чувстве и мысли…".

2-й ведущий:
         Такие занятия очень помогли Василию Павловичу, когда уже после революции и смерти матери он в самостоятельной жизни занимался музыкальной импровизацией в кинотеатрах, затем в художественной студии сопровождал уроки гимнастики, а позднее на радио - передачи радиогимнастики. Долго оставался самоучкой: на слух запоминал мелодии, сочинял, не зная нотной грамоты. Талант импровизатора помог двадцатидвухлетнему Соловьеву, при крайней скудности знаний, поступить в среднее музыкальное учебное заведение - Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского, собравшее в своих стенах когорту талантливых молодых людей, сыгравших большую роль в дальнейшем развитии советской музыки.

1-й ведущий:
         В 1936 году Василий Павлович окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у П. Б. Рязанова, одного из выдающихся мастеров советской песни. Педагог нового типа, он активно участвовал в проводившихся тогда реформах музыкального образования. Своих учеников он ориентировал на фольклорные истоки мелодизма, трактуя их широко, и это было близко Соловьеву-Седому, чей интонационный багаж устойчиво составляла городская и крестьянская песенность. Первые его сочинения свидетельствуют, что Рязанов чутко ощутил его предрасположенность к вокальным жанрам и направил его главным образом в это русло, одновременно побуждая пробовать силы и в инструментальной музыке.

2-й ведущий:
         Тридцатые годы были временем стремительных композиторских взлетов: Д.Шостаковича, Г. Попова, И. Дунаевского и других. Однако для творчества Соловьева-Седого эти времена не были столь удачными. Лирическую песню, сочиненную для театрального спектакля вместо марша, жестоко раскритиковали. Симптомы песенного обновления принес 1936 год. Песни Соловьева-Седого были замечены: на ленинградском конкурсе массовых песен премии получили "Парад" на слова А.Гитовича и "Песня о Ленинграде" на слова Е.Рывиной. Песню "Гибель Чапаева" опубликовали газеты "Смена" и "Красный Балтийский флот" в рубрике "Пойте эту песню". Но до всенародного признания и славы было еще далеко.

1-й ведущий:
         В 1939 году Василий Павлович берется за сочинение балета "Тарас Бульба" по договору с Ленинградским театром оперы и балета им. С.М.Кирова. Работать приходилось день и ночь. Но отзывы прессы были неоднозначными. О Соловьеве-Седом снисходительно говорилось, что он "не лишен дарования, но не имеет данных музыкального драматурга для того, чтобы браться за монументальное сценическое полотно". Подавленный и обескураженный, Соловьев-Седой, как он сам вспоминал, "надолго расстался с мыслью о создании театрального произведения". Однако достигнутое в балете "Тарас Бульба" стало для Василия Павловича надолго стимулом смелой работы в разных жанрах.

2-й ведущий:
         В полную силу голос Соловьева-Седого народ услышал в лихую военную годину. Композитор, который так долго не мог найти себя, ошибался и в общем шел в русле достигнутого другими, старшими и опытными коллегами, уже в первые дни войны, сразу и без колебаний "заявил себя". Война всколыхнула то "чувство солдата", которое жило в Соловьеве-Седом с детских лет. В книге воспоминаний он писал: "…Вот когда пришел мой час…пришла моя тема". Из обильного песенного потока двух начальных военных месяцев он сам выделил 4 песни: "Играй, мой баян", "Песню смелых" на стихи А.Суркова, "Встречу Буденного с казаками" на стихи А.Чуркина и "Вечер на рейде". Если в первых трех случаях композитор писал на имевшийся текст, вдохновлялся им, то "Вечер на рейде" возник как музыка без слов, навеянная конкретной картиной тех дней: тихой мелодией, доносившейcя с корабля на залив перед отплытием в боевой поход.

1-й ведущий:
         Василий Павлович вспоминал: "В августе 1941 года вместе с группой композиторов и музыкантов мне пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. Мы как раз кончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. У меня возникла мысль написать об этом тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Возвратившись из порта, я сел сочинять эту песню...". Композитор сам придумал начало припева - "Прощай, любимый город!" - и, отталкиваясь от него, стал писать музыку. Через два дня он передал ноты давнему своему другу поэту Александру Чуркину, и тот сложил полный текст "Вечера на рейде".

2-й ведущий:
         Однако путь у песни в жизнь оказался непростым. Когда Василий Павлович впервые спел ее друзьям, песню забраковали: слишком уж спокойной и "тихой" показалась она, не подходящей для грозной военной поры. И композитор спрятал ноты подальше... А зимой сорок первого выступал он на Калининском фронте. Как-то после концерта в солдатской землянке под Ржевом бойцы попросили исполнить что-нибудь "для души", потеплее, посердечнее, и композитор вспомнил о забракованной песне. Уже со второго куплета бойцы начали ему тихо подпевать.

1-й ведущий:
         Сразу полюбившаяся фронтовикам песня с этого дня стала опережать артистов. Только начнут концерт, а зрители скандируют:



Продолжение >>>

<<< назад >>>
<<< вперёд >>>
<<< вверх >>>






 Поддержка сайта ведётся отделом компьютерных технологий Mail to Webmaster
О нашей библиотеке
О нашей библиотеке
В.Я. Ерошенко
В.Я. Ерошенко
Проекты и программы
Проекты и
программы
Афиша
Афиша
Полезные ссылки
Полезные ссылки
Наши разработки
Наши
разработки
Hosted by uCoz