Библиотека им. В.Я. Ерошенко
Новые поступления
URL Библиотека им. В.Я. Ерошенко

новости главная тифлоинформация ресурсы издательская
деятельность
развитие
персонала
социальные
партнёры
услуги почта
Карта сайта
Новости
Главная
Тифлоинформация
Ресурсы
Издательская деятельность
Развитие персонала
Социальные партнёры
Методическая деятельность
Флэш технологии
Услуги
Библиотека благодарит
Почта

Справочно-информационный портал


Сервер органов государственной власти

Губернатор и правительство Белгородской области

Портал управления культуры

Единое информационное пространство библиотек Белгородской области

Электронный каталог библиотеки им. В.Я. Ерошенко

Защита прав потребителей

Статистика посещений:

Рейтинг@Mail.ru

URL
              Тифлоинформация <<< вперёд >>>
                                      
Миссия
сектора тифлобиблиографии

Приблизить понятие социального равенства инвалидов в обществе, взяв толерантность за основу взаимоотношений общества и инвалидов.
Направления:
Формирование и ведение справочно-библиографического аппарата;
Методическая и исследовательская работа;
Создание библиографической продукции;
Библиографическое обслуживание.
Справочно-библиографический аппарат сектора:
  1. «Систематическая картотека статей»;
  2. «Краеведение», «Картотека информации специалистов»
Базы данных:
1. «Тифлология»
2. «Инвалид и общество»
3. «Социальная адаптация инвалидов»
4. «Здоровый образ жизни»
5. "Учреждения и организации реабилитационной сферы г. Белгорода и Белгородской области"
6. «Культура. Библиотечное дело»
7. "Персоналии замечательных людей с ограниченными возможностями"
8. "Крупнейшие отечественные реабилитационные центры, учреждения и организации"
9. "Офтальмологические центры России"


В помощь специалистам и родителям о детях с ограниченными возможностями здоровья

В аннотированном библиографическом списке литературы отражены вопросы, связанные с особенностями воспитания, обучения детей с ограничениями жизнедеятельности. Вы познакомитесь с терминами и определениями, встречающиеся в дефектологии, узнаете как влияет изобразительная деятельность на развитие личности. Данная литература имеется в фондах Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых им.В.Я. Ерошенко. Вы можете заказать литературу по МБА и через электронную доставку документов.

Дефектология. Словарь-справочник Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 208 с.
В словарь-справочник включено более 300 статей, в которых даются развернутые определения наиболее часто встречающихся в специальной литературе дефектологических терминов и понятий, приводятся основные теоретические и фактические данные, связанные с содержанием каждого термина и понятия.
Cловарь-справочник представляет собой учебно-справочное издание, в котором раскрывается содержание ряда терминов и понятий современной дефектологии и некоторых смежных дисциплин.


Арттерапия в работе с подростками Вальдес Одриосола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: Метод. пособие / М.С. Вальдес Одриосола. - М: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. - 63 с.
Человек в современном мире постоянно подвергается нервным перегрузкам. Негативные переживания, которые не могут быть выражены в социально приемлемой форме, приводят к перенапряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на учебную и производственную деятельности, на взаимоотношения в семье.
Стрессу особенно подвержены дети, подростки, а также люди с ограниченными возможностями здоровья. Занятия изобразительным искусством, как пассивные (созерцание, переживание феноменов искусства), так и активные (создание художественных произведений), помогают человеку выстроить адекватную систему психологической защиты.
Представленные в пособии материалы будут востребованы при обучении лиц с особыми нуждами основам различных видами художественной деятельности.

Как научить глухого ребенка с тяжелыми нарушениями зрения Акшонина, А.Я., Васина, Г.В. Как научить глухого ребенка с тяжелыми нарушениями зрения чтению и письму по системе Брайля. - М.: ООО "ИПТК"Логос" ВОС", 2006. - 54 с.
 Данное пособие поможет в обучении брайлевскому шрифту детей с нарушением слуха и зрения. Предназначено для родителей и учителей.


Формирование первоначальных математических представлени Акшонина, А.Я., Васина, Г.В. Формирование первоначальных математических представлений у детей со сложными сенсорными нарушениями - М.: ООО "ИПТК"Логос" ВОС", 2006. - 64 с.
 Данное пособие поможет познакомить детей с нарушением зрения и слуха с числами и научить их счету в пределе 10.
Пособие предназначено для преподавателей специализированных школ и родителей детей со сложными сенсорными нарушениями.




Быстрый и легкий способ получения правовой информации от
Консультант Плюс

Консультант Плюс содержит самые свежие документы, необходимые в работе, комментарии и консультации специалистов.
Обновление программы осуществляется 1 раз в неделю.

Мы ждем Вас с 9.00 до 17.00



Здоровьесберегающая среда - что это такое?
Автор:

Светлана Крякова, главный библиограф Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых им. В.Я. Ерошенко
/Белгород, 2007/

B наше время модно быть здоровым и успешным. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков (по определению Всемирной организации здравоохранения). Успех - это состояние человека, качественная характеристика деятельности, чувство уверенности, высокая позитивная оценка себя. Такие ощущения возникают у человека при достижении полного физического, духовного и социального благополучия. Мы очень часто желаем друг другу здоровья и успехов. Как же нам запрограммировать себя на здоровую и успешную жизнь? Здоровым и успешным можно стать, только если созданы для этого условия, и чем раньше эти условия созданы, тем больше шансов добиться успеха, а значит и утвердиться в этой жизни.
По стране шагает национальный проект "Образование". В Белгородской области разработана областная программа "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2004-2010 годы" в соответствии с которой получает развитие принципиально новое направление деятельности - переход от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней.
Работников детских образовательных учреждений очень волнуют вопросы, связанные с созданием благоприятной, здоровьесберегающей среды, они активно используют в своей деятельности здоровьесберегающие технологии, постоянно обмениваются опытом, наработанным в этой области.
И здесь ценна любая информация. Белгородская государственная специальная библиотека для слепых им. В.Я. Ерошенко уделяет особое внимание информированию специалистов, работающих с детьми-инвалидами: проводит "круглые столы" и Дни информации, оформляет выставки, издает библиографические пособия, а главное - формирует книжный фонд по данной тематике. Библиотека, работая как центр общения специалистов, работающих с инвалидами всех категорий, поддерживая партнерские взаимодействия с учреждениями образовательной и социальной сферы становится социально активным учреждением.
Одним из примеров деятельности в этом направлении может стать День информации, который прошел в библиотеке в октябре 2007 года. На День в библиотеку были приглашены специалисты дошкольно-образовательных учреждений комбинированного вида и коррекционных школ-интернатов г. Белгорода. Тема ДИ "Здоровьесберегающая среда особого ребенка" достаточно серьезна и актуальна (об этом говорят цифры: в Белгородской области проживает 318 тыс. детей, из них более 6 тыс. дети с ограниченными возможностями здоровья). На ДИ звучали доклады о педагогике здоровьесбережения; был показан фильм "Из жизни школы-интерната №23"; в рамках "Творческой лаборатории" ст. научным сотрудником по ИЗО и декоративно-прикладному творчеству БГЦНТ М.И. Згинниковой и воспитателями С.С. Дробязиной и О.А. Ляной (ДОУ №25) был проведен мастер-класс по развитию мелкой моторики рук ребенка посредством искусства и совместного творчества, Л.В. Галкина, учитель-логопед (ДОУ №17) продемонстрировала полифункциональное игровое оборудование для дошкольников с ограниченными возможностями и рассказала об опыте работы с этим оборудованием; также были оформлены и обозревались информационные подборки и выставка-просмотр по данной теме. В каких условиях должны воспитываться дети с ограничениями в жизнедеятельности? Что для этого нужно делать? О чем мечтают педагоги? В каких условиях они хотели бы работать? Обо всем этом шел заинтересованный разговор. Вкратце остановимся на наиболее важных моментах.
В каждом крупном городе обязательно должны быть специально спроектированные школы, интернаты, детские сады для слепоглухих детей, детей с болезнью Дауна, ДЦП и другими заболеваниями, в которых всесторонне должны решаться вопросы экологии, эргономики, травматической безопасности, особенности психологии детей. Сегодня все подобные учреждения находятся в приспособленных типовых школах, детских садах, а для этих категорий детей, которых становится все больше, необходима специальная пространственная среда, обеспечивающая их нормальное существование и вхождение в общество. Первым и пока единственным примером специально спроектированного здания стал учебно-воспитательный комплекс на северо-востоке Москвы для детей, страдающих аутизмом. В этом здании архитектура выступает ассистентом психологов и педагогов. Здание не имеет ничего общего с теми прямоугольными "коробками", с которыми у нас ассоциируются школы и детские сады. Автор - архитектор Андрей Чернихов, пожалуй, первый в России, для кого школьное здание оказалось неиссякаемым источником вдохновения. Здание как будто нарисовано детской рукой, а потому должно стать для детей естественной средой обитания. Во внутреннем и наружном оформлении использовано около 50 цветов и оттенков - фасады и интерьеры превращены в россыпь разноцветных геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, волна, спираль многократно повторяются как снаружи здания, так и во всех его помещениях. Богатая графика, по замыслу архитектора, пробуждает фантазию ребенка и подталкивает к познанию окружающего мира. У ребенка на подсознательном уровне может возникнуть желание как-то проявить себя, поделиться переполняющей его радостью. А это уже отправная точка для выхода из тупика собственной замкнутости. В статичную пару "удобство - красота" вторгается понятие, напрямую связанное с воздействием на человека. Причем воздействием не абстрактным (нравится - не нравится), а вполне осознанным, лечебным.
И хотя влияние архитектуры на сознание признают все, города России не торопятся возводить такие здания. Их буквально можно пересчитать по пальцам: это школы в Москве акдемика К.С. Шехояна, школа в Иркутске члена-корр. Е.И. Григорьевой, детский сад в Санкт-Петербурге архитектора С.П. Шмакова. На вопрос: "А можно ли сделать что-то человеческое из уже существующих коробок?", архитектор Андрей Чернихов ответил следующее: "Важно чтобы руководство управления образования, которому подведомственны подобные учреждения, испытывало неудовлетворенность и понимание того, что имеющийся архитектурно-планировочный дискомфорт оказывает существенное влияние на снижение результативности образовательного процесса. Говорить о создании в бывшей "коробке" условий, приближенных к идеальным, здесь не приходится. Но свести до минимального уровень вреда можно". С какой профессиональной заинтересованностью и мечтательностью рассматривали педагоги многочисленные фотографии фасада, внутренней планировки и интерьерного оформления центра для аутичных детей. И наверняка каждый из них мысленно гулял со своими воспитанниками по одному из помещений, которое имитирует небольшую пешеходную улицу (здесь даже установлены уличные фонари, выполнено керамогранитное мощение, а на уровне второго этажа перекинут забавный мостик), рассматривал витраж диаметром 5 метров или тихонько бродил по зимнему саду. Некоторые с ходу что-то придумывали для улучшения вида своих типовых "коробок". Толчком для новых дизайнерских идей послужила информация, найденная сотрудниками сектора тифлобиблиографии в Интернете и печатных изданиях и предоставленная для обозрения на Дне информации.
На сознание детей воздействовать можно тремя наиболее сильными и понятными импульсами: формой, цветом и светом. Мало кто сомневается, что каждый цвет несет в себе некую информацию, а человеческий организм реагирует на цвет. Руководители дошкольных учреждений хорошо знают в какой цвет должно быть окрашено помещение в зависимости от его функционального предназначения. Поэтому стены в группах окрашены в бежевые, кремовые, светло-охристые тона. Эти тона дисциплинируют и активизируют умственную деятельность, способствуют концентрации внимания. А почему так весело становится при входе в спортивный зал? Думаете только потому, что предстоит весело бегать и прыгать? А вот и не угадали! Прежде всего, оттого, что стены в зале выкрашены в светлые оттенки оранжевого - самого тонизирующего, самого веселого цвета. Оранжевый цвет стимулирует активность - ребят легче расшевелить в оранжевом, чем допустим в голубом зале. В голубой цвет, а также бирюзовый, жемчужно-серый лучше красить коридоры и вестибюли. Эти оттенки способствуют релаксации и дают отдых глазам. Лестничные проемы должны быть зелеными. Зеленый стабилизирует дыхание и сердцебиение. Когда дети носятся по лестницам вверх-вниз, зеленый цвет будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему. Активные цвета - желтый и красный - всегда имеют перевес над пассивными - синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Часто возбужденный ребенок, после того как ему показывают в окружающей среде предмет красного цвета, успокаивается. Поэтому, наверное, стоит привнести в оформление помещения для детей красную панель или витраж и можете быть уверены, что этот цвет успокоит самых неугомонных. Посещение в рамках Дня информации детского сада №81 и Белгородского областного дома ребенка позволило наглядно убедиться в правильности или неправильности оформления помещений, в чем-то не согласиться с выступлениями, прозвучавшими на мероприятии, привести доводы в пользу своего интерьерного решения в оформлении комнат.
Одним из здоровьесберегающих проектов в системе образования является выпуск комплектов мебели. В окружении мебели человек проводит 99% своего существования. Вот почему так важно серьезно подойти к ее выбору. Существует несколько крупных компаний, которые выпускают здоровьесберегающее оборудование: московская компания "Квазар", самарская "Светоч", подмосковная "Витал", санкт-петербургская "Альма", омское предприятие "Умница" и др. Реквизиты этих предприятий и информация об их продукции собраны в специальной информационной папке, которая находится в секторе тифлобиблиографии библиотеки для слепых им. В.Я. Ерошенко. Поработав с материалами папки, вы узнаете, какой же должна быть мебель для детей. Прежде всего, мебель должна быть ростовая, соответствующая росту ребенка: столы и стулья должны регулироваться под рост ребенка (существует 8 ростовых групп - первые 4 для детских садов, вторые - для школ). Обязательно мебель должна быть сделана из экологически чистых материалов. Любой мастер-мебельщик скажет: "Самая лучшая мебель, та, что изготовлена из натурального дерева". Но она дорога и не по карману дошкольным учреждениям. Приобретая мебель из ДСП, ДВП следите за тем, чтобы нигде не было открытых поверхностей из этих материалов, т.к. они содержат формальдегиды. В цветовом отношении мебель не должна контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать от смыслового центра классного помещения - доски. Выяснилось, что на черной доске, как ни парадоксально, плохо различимы надписи белым мелом. Коричневая доска усыпляет. Самый лучший цвет для доски - темно-зеленый: на его фоне лучше всего прочитываются надписи, сделанные желтыми и оранжевыми мелками. Работа с материалами из этой папки наводит на определенные размышления. Каждый из нас принимал участие в ремонте мебели в детском саду или школе, которые посещал наш ребенок. Вспомните, какой краской покрывалась мебель? Часто столы и стулья красили эмалевыми красками, после чего они блестели и мы были довольны, что так обновили вид мебели. На самом деле блестящие поверхност и столов быстро утомляют глаза и, как следствие развиваются глазные заболевания. Генеральный директор омского предприятия "Умница" говорит: "С одной стороны, что такое правильный ученический стол? Конечно, это не ракета. А если рассматривать это под другим углом, то правильный ученический стол - это хороший, симпатичный, образованный ребенок, хорошая смена родителям, чудесный специалист в будущем". Это предприятие выпускает комплект мебели, насчитывающий порядка 90 моделей. Мебель разработана для профилактики сколиоза, близорукости, дальнозоркости и т.п. Работает предприятие с разными городами начиная с Петербурга и заканчивая Сахалином. Предприятие "Умница" удостоено диплома "За лучшую продукцию предприятий малого и среднего бизнеса" на VI общероссийском форуме 2007г. Психологи, педагоги, воспитатели хорошо знают оборудование, разработанное и изготовленное петербургской фирмой "Альма". С большим удовольствием они применяют в работе мягкие модули, тактильные панно, дидактические игрушки, оборудование для физического воспитания. В доме ребенка участники ДИ познакомились с кабинетом, полностью укомплектованном Монтессори-материалами. На практике методы и приемы работы с Монтессори-материалами продемонстрировала заведующая лабораторией коррекционно-развивающего обучения Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Т.Н. Расторгуева. Для участников ДИ была сделана подборка в которую вошли сведения о реквизитах этой фирмы и прайс-листы на продукцию как этой фирмы так и многих других.
Участникам Дня информации напомнили о том, что существует документ, регламентирующий безопасность игрушек. Таким документом является СанПиН 2.4.7. 007-93 "Производство и реализация игр и игрушек". В магазине, продающем игрушки обязательно должна иметься заверенная ксерокопия санитарно-эпидемиологического заключения, либо сертификаты соответствия. Кроме того, нелишне будет знать, что существует общественная организация "Объединение независимых экспертов, учебно-методической и электронной продукции для детей".
Естественно во всех образовательных учреждениях в той или иной степени используются здоровьесберегающие технологии. Для того чтобы вплотную заняться здоровьесберегающей деятельностью, необходимо много дополнительных средств. Но даже если в детском саду или школе отсутствует бассейн, тренажерный зал, специальное оборудование и специальная мебель педагоги прилагают много усилий для сбережения здоровья детей. Любой воспитатель при построении занятий использует приемы и технологии, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой. Снова и снова будут собираться в Белгородской государственной специальной библиотеке для слепых им. В.Я. Ерошенко специалисты, чтобы обсудить волнующие их вопросы, а сотрудники библиотеки постараются к каждой такой встрече предоставить полную и интересную информацию. Взаимное партнерство позволит найти новые подходы в решении социальных проблем особого ребенка. Вручение детским образовательным учреждениям, принявшим участие в ДИ комплектов книг из фонда "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей" привнесло в атмосферу серьезного мероприятия настроение праздника. Хотя профессиональное общение единомышленников это всегда праздник!

 




<<< назад >>>
<<< вперёд >>>
<<< вверх >>>






«««   ссылка на стартовую страницу
«««   ссылка на карту сайта




308002 Россия, г. Белгород, ул. Курская, 6-а
Тел.: (0722) 31-38-09 (директор)
26-06-37 (читальный зал)
Факс: (0722) 26-06-37
е-mail: specbibl@belnet.ru






 Поддержка сайта ведётся отделом компьютерных технологий Mail to Webmaster
О нашей библиотеке
О нашей библиотеке
В.Я. Ерошенко
В.Я. Ерошенко
Наши акции и пректы
Наши акции
и проекты
Афиша
Афиша
Полезные ссылки
Полезные ссылки
Наши разработки
Наши
разработки
Hosted by uCoz