Семейные мотивы детского творчества
|
Капустина С.В., ведущий методист
Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых им. В.Я Ерошенко
|
На первый взгляд жизнь большинства людей складывается по шаблону: рождение, годы учебы, работа. Казалось бы, все довольно предсказуемо, но тем и хороша реальность, что на каждое правило есть тьма исключений. Что делает нашу жизнь неповторимой? Встречи с интересными людьми, впечатления от новых мест, дружба, любовь. Со времени появления в мире человек испытывал потребность поделиться с себе подобными своими чувствами и мыслями. Так на свет рождались стихи и песни, картины и фильмы, все то, что можно обозначить одним словом - творчество. Чьи-то творения переживали века и становились мировыми сокровищами, чьи-то так и оставались чем-то сокровенным.
Детское творчество всегда было особенно трогательно. Может быть это связано с наивностью и непосредственностью души ребенка, с его совершенно особым взглядом на мир.
Областной фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями "Жизнь - творчество, творчество - жизнь", организатором которого стала Белгородская государственная специальная библиотека для слепых им. В.Я. Ерошенко, стал поистине праздником творчества. Здесь радовали глаз рисунки, аппликации, поделки, услаждали слух песни и стихотворения.
Фестиваль проходил в рамках Федеральной целевой программы "Дети России на 2007-2010 годы". Его целью организаторы ставили поиск одаренных детей с ограничениями жизнедеятельности и создание для них условий, поощряющих творческое развитие. Финансовая поддержка Управления культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии Министерства культуры РФ помогла сделать праздник масштабным и незабываемым.
Фестивальные работы имели общую тему: тему семьи, семейных традиций. Отсюда и номинации фестиваля:
|
- литературная - "Семейная сказка";
- изобразительное искусство - "Я рисую счастье";
- прикладное творчество - "Я и моя семья";
- музыкальная - "Любимые песни (мелодии) моей семьи".
|
Фестиваль проходил в два этапа. Первый этап носил конкурсный характер среди учащихся коррекционно-образовательных, медико-реабилитационных учреждений, читателей-детей специальной библиотеки (в том числе тех, кто обслуживается на дому и в пунктах выдачи). Второй этап включал в себя гала-концерт с участием победителей и призеров фестиваля.
В
коррекционно-образовательные учреждения города Белгорода и Белгородской области, общественные организации инвалидов было разослано "Положение об областном фестивале творчества детей с ограниченными возможностями "Жизнь - творчество, творчество - жизнь". В результате в фестивале приняли участие дети из 10 коррекционно-образовательных учреждений г. Белгорода, Алексеевского, Борисовского, Валуйского районов; а так же дети из областного центра медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями; воспитанники из областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и Шебекинского интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей; учащиеся общеобразовательной школы №20 г. Белгорода и члены Белгородской местной общественной организации инвалидов детства "Тепло души".
Нельзя было не обратить внимания на заявку из областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних: "Тема семьи зачастую тяжела для наших воспитанников, так как не все благополучно в их родных семьях. В сочинениях, представленных на фестиваль, граничат реальность, фантазия, мечта. Хочется верить, что наши ребята смогут создать крепкие семьи и стать хорошими родителями, которыми будут гордиться дети". А в пожеланиях к организаторам фестиваля специалисты центра попросили "доброжелательно и с теплотой отнестись к работам воспитанников".
В
Белгородской государственной специальной библиотеке для слепых им. В.Я. Ерошенко собралось около 150 творческих работ. Для их оценки было сформировано компетентное жюри из профессиональных писателей, музыкантов, специалистов в области народного творчества. Надо отдать должное участникам фестиваля, их работы вызывали большой интерес и доставляли истинное удовольствие: трепетали, словно живые, крылья бабочки, выполненной в технике батик, роскошным оперением красовались вышитые и нарисованные чудо-птицы, а легенда о том, что детей приносит аист, легла в основу картины с элементами аппликации "Аист на крыше". Невозможно передать всего многообразия работ, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А увидеть все можно будет в буклете "Под радугой", который готовится к выходу, и на обноименной страничке сайта Библио-музей http://www.biblmuseum.narod.ru.
Самой большой интригой отличалась номинация ""Я рисую счастье". Предугадать, что будет на рисунках было невозможно, ведь понятие этого слова у каждого свое. Вот как написали в заявке к работам Аркадия Забелина специалисты Алексеевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида: "Аркадий любит рисовать природу, гулять по школьному саду, в окрестностях реки. Мальчик впечатлительный, наблюдательный. Его рисунки всегда яркие, сочные, захватывающие. "Река, деревья, закат солнца над полем - это мой родной край, моя Родина. Это то, что я люблю, и где я счастлив", - говорит Аркадий. Поэтому он выбрал тему "Счастье - это природа". А вот девочки Аспидова Марина (Валуйская специальная школа-интернат VIII вида) и Кравцова Марианна (Белгороская школа для глухих и слабослышащих) находят счастье в своих родных, о чем свидетельствуют их рисунки "У меня сестренка есть" и "Младший брат". Аспидова Марина относится с любовь не только к своей сестренке, но и ко всем малышам. В школе она всегда оказывает посильную помощь младшим товарищам.
Главная идея, звучавшая в работах литературной номинации, - нет ничего дороже, чем крепкая семья и дружба, именно семья и друзья помогают преодолеть все трудности. Особенно трогательными были произведения, посвященные мамам. Это не просто благодарность самому близкому человеку за заботу, тепло и ласку, но, можно сказать, философское осмысление значения мамы в жизни, из которого рождаются вот такие советы сверстникам как у Шинкаревой Насти ученицы Белгородской специальной школы-интерната № 23: "Ребята, я вас прошу, берегите своих мам! Это сейчас вам кажется, что вас не любят, не понимают, что вы сможете жить без родительской опеки. Потом вы поймете, что какими бы вы ни были, мама будет вас любить, поймете, как вам будет трудно без нее. Берегите своих мам!".
Жанр поэмы-былины выбрала для своего поэтического творения Моргунова Виктория из общественной организации инвалидов детства "Тепло души". Читая "Белгород - наш общий дом", чувствуешь, что человек влюблен в свой город:
"Город мой, куполами увенчанный, город милый, с улыбкой застенчивой,
Богатеешь, растешь ты и строишься, о детей своих будущем молишься,
Город чистый, большой, белобашенный, всех приятнее сердцу ты нашему,
Ввысь зовешь новостроек огнями, цветниками, лесами, садами".
Юля Сычук представила на фестиваль целый цикл рассказов о жизни четвероногих друзей. Юля - давний друг библиотеки, ее произведения неоднократно публиковались в литературных сборниках Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых.
А
еще в литературной номинации было много сказок о долгой и счастливой судьбе, стихотворений о родном крае.
Номинация "Я и моя семья" по количеству работ оказалась самой многочисленной. Сколько выдумки, фантазии, кропотливого труда вложили дети в свои поделки! Очаровательная пижамница Шведовой Инны из Валуйской специальной школы III и IV видов называется "Мама, папа, я - веселая семья" и действительно в вывязанных лицах, узнаваем каждый член веселого семейства. Глядя на панно "Чаепитие", Татаренко Виктории из областного центра медико-социальной реабилитации, представляешь, как за этим пузатым самоваром усядется вся семья пить ароматный чай с баранками и конфетами. Когда смотришь на работы ребят, то охватывает удивление, до чего необычное применение находят они для привычных вещей. Вот рис, например, кушали все, но что из него можно делать картины, это оказалось новостью. Из риса выполнены картины ребят из Валуйской специальной школы III и IV видов Жиленковой Алены ("Встречаем папу"), Резниченко Кристины и Гридчиной Виктории ("Веселая семейка"). В номинации "Я и моя семья" дети рассказали не только о своих семьях. Были здесь мягкие игрушки, которые представляли семейство полосатых кошек и серебристых мышек, а в кокетливых шляпках на зеленом листе расположилась семья гусениц, связанная спицами.
После подведения итогов I этапа фестиваля наступил самый торжественный момент: в городском Дворце творчества детей и подростков состоялся гала-концерт победителей и призеров фестиваля.
Фойе Дворца совершенно преобразилось, благодаря выставке детских творений, Приятно было видеть заинтересованные лица ребят и слышать возбужденные возгласы: "Смотри, смотри, вот моя работа!".
Уютный зал городского Дворца творчества вместил всех гостей фестиваля. Зазвучала музыка, и на большом экране дети увидели кадры из мультфильма по книге Успенского о Дяде Федоре и обитателях Простоквашино, а несколько минут спустя, на сцене появились ожившие герои. И не смотря на то, что в костюмах кота Матроскина и Шарика были специалисты библиотеки, никто не заподозрил, что они ненастоящие, а почтальон Печкин, выехавший из-за кулис на велосипеде, добавил правды жизни.
В
ходе театрализованного представления гости в зале знакомились с участниками и победителями фестиваля, слушали их выступления. Многие впервые слушали и смотрели мимическую песню. Когда зазвучала фонограмма, на сцену вышла ученица школы для глухих и слабослышащих детей Гребенник Юлия. В зал лились слова песни "Сохрани земля", а певица вторила в унисон на языке жестов. Юля показала зрителям то, о чем писали ее наставники в заявке "творческая, артистическая, любит танцевать".
Конечно, на детском празднике не возможно было обойтись без игр. Ребята вместе с почтальоном Печкиным отгадывали пословицы о семье, вспоминали названия сказок, а с псом Шариком разучивали танцы.
Здесь же на сцене городского Дворца творчества прошло вручение дипломов и подарков победителям и призерам. Благодарственными письмами были отмечены все учреждения, чьи воспитанники принимали участие в областном фестивале.
После фестиваля осталось чувство тихого счастья, ощущения всесильности детской радости над всеми проблемами, совсем как в песни "Дети солнца", которую исполняли воспитанники Валуйской специальной школы III и IV видов:
Мы дети солнца,
Живем на лучшей из всех планет.
Мы дети солнца,
А дети солнца должны нести тепло и свет.
|
|