В помощь специалистам и родителям о детях с
ограниченными возможностями здоровья
В
аннотированном библиографическом списке литературы отражены вопросы, связанные с особенностями
воспитания, обучения детей с ограничениями жизнедеятельности. Вы познакомитесь с терминами и
определениями, встречающиеся в дефектологии, узнаете как влияет изобразительная деятельность на
развитие личности.
Данная литература имеется в фондах Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых
им.В.Я. Ерошенко.
Вы можете заказать литературу по МБА и через электронную доставку документов.
Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 208 с.
В
словарь-справочник включено более 300 статей, в которых даются развернутые определения наиболее часто встречающихся в специальной литературе дефектологических терминов и понятий, приводятся основные теоретические и фактические данные, связанные с содержанием каждого термина и понятия.
Cловарь-справочник представляет собой учебно-справочное издание, в котором раскрывается содержание ряда терминов и понятий современной дефектологии и некоторых смежных дисциплин.
Вальдес Одриосола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: Метод. пособие / М.С. Вальдес Одриосола. - М: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. - 63 с.
Человек в современном мире постоянно подвергается нервным перегрузкам. Негативные переживания, которые не могут быть выражены в социально приемлемой форме, приводят к перенапряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на учебную и производственную деятельности, на взаимоотношения в семье.
Стрессу особенно подвержены дети, подростки, а также люди с ограниченными возможностями здоровья. Занятия изобразительным искусством, как пассивные (созерцание, переживание феноменов искусства), так и активные (создание художественных произведений), помогают человеку выстроить адекватную систему психологической защиты.
Представленные в пособии материалы будут востребованы при обучении лиц с особыми нуждами основам различных видами художественной деятельности.
Акшонина, А.Я., Васина, Г.В. Как научить глухого ребенка с тяжелыми нарушениями зрения чтению и письму по системе Брайля. - М.: ООО "ИПТК"Логос" ВОС", 2006. - 54 с.
Данное пособие поможет в обучении брайлевскому шрифту детей с нарушением слуха и зрения. Предназначено для родителей и учителей.
Акшонина, А.Я., Васина, Г.В. Формирование первоначальных математических представлений у детей со сложными сенсорными нарушениями - М.: ООО "ИПТК"Логос" ВОС", 2006. - 64 с.
Данное пособие поможет познакомить детей с нарушением зрения и слуха с числами и научить их счету в пределе 10.
Пособие предназначено для преподавателей специализированных школ и родителей детей со сложными сенсорными нарушениями.
Быстрый и легкий способ получения правовой информации от Консультант Плюс
Консультант Плюс содержит самые свежие документы, необходимые в работе, комментарии и консультации специалистов.
Обновление программы осуществляется 1 раз в неделю.
Мы ждем Вас с 9.00 до 17.00
Здоровьесберегающая среда - что это такое?
- Автор:
-
Светлана Крякова, главный библиограф Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых им. В.Я. Ерошенко
/Белгород, 2007/
B
наше время модно быть здоровым и успешным. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков (по определению Всемирной организации здравоохранения). Успех - это состояние человека, качественная характеристика деятельности, чувство уверенности, высокая позитивная оценка себя. Такие ощущения возникают у человека при достижении полного физического, духовного и социального благополучия. Мы очень часто желаем друг другу здоровья и успехов. Как же нам запрограммировать себя на здоровую и успешную жизнь? Здоровым и успешным можно стать, только если созданы для этого условия, и чем раньше эти условия созданы, тем больше шансов добиться успеха, а значит и утвердиться в этой жизни.
По стране шагает национальный проект "Образование". В Белгородской области разработана областная программа "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2004-2010 годы" в соответствии с которой получает развитие принципиально новое направление деятельности - переход от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней.
Работников детских образовательных учреждений очень волнуют вопросы, связанные с созданием благоприятной, здоровьесберегающей среды, они активно используют в своей деятельности здоровьесберегающие технологии, постоянно обмениваются опытом, наработанным в этой области.
И
здесь ценна любая информация. Белгородская государственная специальная библиотека для слепых им. В.Я. Ерошенко уделяет особое внимание информированию специалистов, работающих с детьми-инвалидами: проводит "круглые столы" и Дни информации, оформляет выставки, издает библиографические пособия, а главное - формирует книжный фонд по данной тематике. Библиотека, работая как центр общения специалистов, работающих с инвалидами всех категорий, поддерживая партнерские взаимодействия с учреждениями образовательной и социальной сферы становится социально активным учреждением.
Одним из примеров деятельности в этом направлении может стать День информации, который прошел в библиотеке в октябре 2007 года. На День в библиотеку были приглашены специалисты дошкольно-образовательных учреждений комбинированного вида и коррекционных школ-интернатов г. Белгорода. Тема ДИ "Здоровьесберегающая среда особого ребенка" достаточно серьезна и актуальна (об этом говорят цифры: в Белгородской области проживает 318 тыс. детей, из них более 6 тыс. дети с ограниченными возможностями здоровья). На ДИ звучали доклады о педагогике здоровьесбережения; был показан фильм "Из жизни школы-интерната №23"; в рамках "Творческой лаборатории" ст. научным сотрудником по ИЗО и декоративно-прикладному творчеству БГЦНТ М.И. Згинниковой и воспитателями С.С. Дробязиной и О.А. Ляной (ДОУ №25) был проведен мастер-класс по развитию мелкой моторики рук ребенка посредством искусства и совместного творчества, Л.В. Галкина, учитель-логопед (ДОУ №17) продемонстрировала полифункциональное игровое оборудование для дошкольников с ограниченными возможностями и рассказала об опыте работы с этим оборудованием; также были оформлены и обозревались информационные подборки и выставка-просмотр по данной теме. В каких условиях должны воспитываться дети с ограничениями в жизнедеятельности? Что для этого нужно делать? О чем мечтают педагоги? В каких условиях они хотели бы работать? Обо всем этом шел заинтересованный разговор. Вкратце остановимся на наиболее важных моментах.
В
каждом крупном городе обязательно должны быть специально спроектированные школы, интернаты, детские сады для слепоглухих детей, детей с болезнью Дауна, ДЦП и другими заболеваниями, в которых всесторонне должны решаться вопросы экологии, эргономики, травматической безопасности, особенности психологии детей. Сегодня все подобные учреждения находятся в приспособленных типовых школах, детских садах, а для этих категорий детей, которых становится все больше, необходима специальная пространственная среда, обеспечивающая их нормальное существование и вхождение в общество. Первым и пока единственным примером специально спроектированного здания стал учебно-воспитательный комплекс на северо-востоке Москвы для детей, страдающих аутизмом. В этом здании архитектура выступает ассистентом психологов и педагогов. Здание не имеет ничего общего с теми прямоугольными "коробками", с которыми у нас ассоциируются школы и детские сады. Автор - архитектор Андрей Чернихов, пожалуй, первый в России, для кого школьное здание оказалось неиссякаемым источником вдохновения. Здание как будто нарисовано детской рукой, а потому должно стать для детей естественной средой обитания. Во внутреннем и наружном оформлении использовано около 50 цветов и оттенков - фасады и интерьеры превращены в россыпь разноцветных геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, волна, спираль многократно повторяются как снаружи здания, так и во всех его помещениях. Богатая графика, по замыслу архитектора, пробуждает фантазию ребенка и подталкивает к познанию окружающего мира. У ребенка на подсознательном уровне может возникнуть желание как-то проявить себя, поделиться переполняющей его радостью. А это уже отправная точка для выхода из тупика собственной замкнутости. В статичную пару "удобство - красота" вторгается понятие, напрямую связанное с воздействием на человека. Причем воздействием не абстрактным (нравится - не нравится), а вполне осознанным, лечебным.
И
хотя влияние архитектуры на сознание признают все, города России не торопятся возводить такие здания. Их буквально можно пересчитать по пальцам: это школы в Москве акдемика К.С. Шехояна, школа в Иркутске члена-корр. Е.И. Григорьевой, детский сад в Санкт-Петербурге архитектора С.П. Шмакова. На вопрос: "А можно ли сделать что-то человеческое из уже существующих коробок?", архитектор Андрей Чернихов ответил следующее: "Важно чтобы руководство управления образования, которому подведомственны подобные учреждения, испытывало неудовлетворенность и понимание того, что имеющийся архитектурно-планировочный дискомфорт оказывает существенное влияние на снижение результативности образовательного процесса. Говорить о создании в бывшей "коробке" условий, приближенных к идеальным, здесь не приходится. Но свести до минимального уровень вреда можно". С какой профессиональной заинтересованностью и мечтательностью рассматривали педагоги многочисленные фотографии фасада, внутренней планировки и интерьерного оформления центра для аутичных детей. И наверняка каждый из них мысленно гулял со своими воспитанниками по одному из помещений, которое имитирует небольшую пешеходную улицу (здесь даже установлены уличные фонари, выполнено керамогранитное мощение, а на уровне второго этажа перекинут забавный мостик), рассматривал витраж диаметром 5 метров или тихонько бродил по зимнему саду. Некоторые с ходу что-то придумывали для улучшения вида своих типовых "коробок". Толчком для новых дизайнерских идей послужила информация, найденная сотрудниками сектора тифлобиблиографии в Интернете и печатных изданиях и предоставленная для обозрения на Дне информации.
На сознание детей воздействовать можно тремя наиболее сильными и понятными импульсами: формой, цветом и светом. Мало кто сомневается, что каждый цвет несет в себе некую информацию, а человеческий организм реагирует на цвет. Руководители дошкольных учреждений хорошо знают в какой цвет должно быть окрашено помещение в зависимости от его функционального предназначения. Поэтому стены в группах окрашены в бежевые, кремовые, светло-охристые тона. Эти тона дисциплинируют и активизируют умственную деятельность, способствуют концентрации внимания. А почему так весело становится при входе в спортивный зал? Думаете только потому, что предстоит весело бегать и прыгать? А вот и не угадали! Прежде всего, оттого, что стены в зале выкрашены в светлые оттенки оранжевого - самого тонизирующего, самого веселого цвета. Оранжевый цвет стимулирует активность - ребят легче расшевелить в оранжевом, чем допустим в голубом зале. В голубой цвет, а также бирюзовый, жемчужно-серый лучше красить коридоры и вестибюли. Эти оттенки способствуют релаксации и дают отдых глазам. Лестничные проемы должны быть зелеными. Зеленый стабилизирует дыхание и сердцебиение. Когда дети носятся по лестницам вверх-вниз, зеленый цвет будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему. Активные цвета - желтый и красный - всегда имеют перевес над пассивными - синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Часто возбужденный ребенок, после того как ему показывают в окружающей среде предмет красного цвета, успокаивается. Поэтому, наверное, стоит привнести в оформление помещения для детей красную панель или витраж и можете быть уверены, что этот цвет успокоит самых неугомонных. Посещение в рамках Дня информации детского сада №81 и Белгородского областного дома ребенка позволило наглядно убедиться в правильности или неправильности оформления помещений, в чем-то не согласиться с выступлениями, прозвучавшими на мероприятии, привести доводы в пользу своего интерьерного решения в оформлении комнат.
Одним из здоровьесберегающих проектов в системе образования является выпуск комплектов мебели. В окружении мебели человек проводит 99% своего существования. Вот почему так важно серьезно подойти к ее выбору. Существует несколько крупных компаний, которые выпускают здоровьесберегающее оборудование: московская компания "Квазар", самарская "Светоч", подмосковная "Витал", санкт-петербургская "Альма", омское предприятие "Умница" и др.
Реквизиты этих предприятий и информация об их продукции собраны в специальной информационной папке, которая находится в секторе тифлобиблиографии библиотеки для слепых им. В.Я. Ерошенко. Поработав с материалами папки, вы узнаете, какой же должна быть мебель для детей. Прежде всего, мебель должна быть ростовая, соответствующая росту ребенка: столы и стулья должны регулироваться под рост ребенка (существует 8 ростовых групп - первые 4 для детских садов, вторые - для школ). Обязательно мебель должна быть сделана из экологически чистых материалов. Любой мастер-мебельщик скажет: "Самая лучшая мебель, та, что изготовлена из натурального дерева". Но она дорога и не по карману дошкольным учреждениям. Приобретая мебель из ДСП, ДВП следите за тем, чтобы нигде не было открытых поверхностей из этих материалов, т.к. они содержат формальдегиды. В цветовом отношении мебель не должна контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать от смыслового центра классного помещения - доски. Выяснилось, что на черной доске, как ни парадоксально, плохо различимы надписи белым мелом. Коричневая доска усыпляет. Самый лучший цвет для доски - темно-зеленый: на его фоне лучше всего прочитываются надписи, сделанные желтыми и оранжевыми мелками. Работа с материалами из этой папки наводит на определенные размышления. Каждый из нас принимал участие в ремонте мебели в детском саду или школе, которые посещал наш ребенок. Вспомните, какой краской покрывалась мебель? Часто столы и стулья красили эмалевыми красками, после чего они блестели и мы были довольны, что так обновили вид мебели. На самом деле блестящие поверхност
и столов быстро утомляют глаза и, как следствие развиваются глазные заболевания. Генеральный директор омского предприятия "Умница" говорит: "С одной стороны, что такое правильный ученический стол? Конечно, это не ракета. А если рассматривать это под другим углом, то правильный ученический стол - это хороший, симпатичный, образованный ребенок, хорошая смена родителям, чудесный специалист в будущем". Это предприятие выпускает комплект мебели, насчитывающий порядка 90 моделей. Мебель разработана для профилактики сколиоза, близорукости, дальнозоркости и т.п. Работает предприятие с разными городами начиная с Петербурга и заканчивая Сахалином. Предприятие "Умница" удостоено диплома "За лучшую продукцию предприятий малого и среднего бизнеса" на VI общероссийском форуме 2007г. Психологи, педагоги, воспитатели хорошо знают оборудование, разработанное и изготовленное петербургской фирмой "Альма". С большим удовольствием они применяют в работе мягкие модули, тактильные панно, дидактические игрушки, оборудование для физического воспитания. В доме ребенка участники ДИ познакомились с кабинетом, полностью укомплектованном Монтессори-материалами. На практике методы и приемы работы с Монтессори-материалами продемонстрировала заведующая лабораторией коррекционно-развивающего обучения Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Т.Н. Расторгуева. Для участников ДИ была сделана подборка в которую вошли сведения о реквизитах этой фирмы и прайс-листы на продукцию как этой фирмы так и многих других.
Участникам Дня информации напомнили о том, что существует документ, регламентирующий безопасность игрушек. Таким документом является СанПиН 2.4.7. 007-93 "Производство и реализация игр и игрушек". В магазине, продающем игрушки обязательно должна иметься заверенная ксерокопия санитарно-эпидемиологического заключения, либо сертификаты соответствия. Кроме того, нелишне будет знать, что существует общественная организация "Объединение независимых экспертов, учебно-методической и электронной продукции для детей".
Естественно во всех образовательных учреждениях в той или иной степени используются здоровьесберегающие технологии. Для того чтобы вплотную заняться здоровьесберегающей деятельностью, необходимо много дополнительных средств. Но даже если в детском саду или школе отсутствует бассейн, тренажерный зал, специальное оборудование и специальная мебель педагоги прилагают много усилий для сбережения здоровья детей. Любой воспитатель при построении занятий использует приемы и технологии, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой. Снова и снова будут собираться в Белгородской государственной специальной библиотеке для слепых им. В.Я. Ерошенко специалисты, чтобы обсудить волнующие их вопросы, а сотрудники библиотеки постараются к каждой такой встрече предоставить полную и интересную информацию. Взаимное партнерство позволит найти новые подходы в решении социальных проблем особого ребенка. Вручение детским образовательным учреждениям, принявшим участие в ДИ комплектов книг из фонда "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей" привнесло в атмосферу серьезного мероприятия настроение праздника. Хотя профессиональное общение единомышленников это всегда праздник!
|
|