Здоровьесберегающая среда особого ребенка
- Автор:
-
Елена Старикова, заведующая сектором тифлобиблиографии Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых им.В.Я. Ерошенко
/Белгород, 2007/
9
октября 2007 г. в читальном зале Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых им.В.Я. Ерошенко состоялся День информации "Здоровьесберегающая среда особого ребенка" для специалистов дошкольно-образовательных учреждений комбинированного вида, коррекционных школ-интернатов г. Белгорода
Тема, которая была предложена для обсуждения, на наш взгляд, достаточно серьезна и актуальна. Об этом говорят цифры. Детское население России составляет более 20 миллионов. Число здоровых детей в младших классах не превышает 10 %, в старших - 5 %, у 80 % детей нарушена социальная адаптация. В Белгородской области проживает 318 тысяч детей, из них более 6 тысяч человек составляют дети-инвалиды. Ежегодно в области 4 процента детей рождаются с наследственными и врожденными заболеваниями.
Какой же должна быть здоровьесберегающая среда в образовательных учреждениях коррекционного типа, какие условия мы можем создать для детей с ограничениями жизнедеятельности, как мы - взрослые можем помочь особому ребенку развить творческие возможности, чтобы он мог чувствовать себя комфортно среди своих сверстников, какие методики и технологии применяют педагоги в своей профессиональной деятельности? Ответы на эти и многие другие вопросы прозвучали в выступлениях специалистов.
Открылся День информации вручением детским образовательным учреждениям комплектов книг из фонда "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей". Наша библиотека уже в третий раз получает такие книжки. Книги и занимательные задания изданы с учетом возраста детей и особенностей зрительного и тактильного восприятия изображений детьми с нарушениями зрения, знакомят с окружающим миром, способствуют приобщению к чтению, развитию речи, внимания, мышления, памяти, воображения, пополняют сенсорный опыт, вводят в мир культуры и искусства, доставляют положительные эмоции.
Специалистами библиотеки были освещены новейшие методики, технологии по здоровьесбережению детей, какие экологически чистые материалы применяются сегодня при изготовлении детской, школьной мебели о дизайне детских помещений, зданий и т.д.
Заинтересовала участников информация об удивительной архитектуре центра реабилитации детей больных аутизмом, который находится у нас в России, в городе Москве. Проектом здания занимался известный московский архитектор Андрей Чернихов. Каждый из цветных, ассимитричных уголков Центра как будто наделен способностью чувствовать и общаться, побуждая сознание больного ребенка к ответному общению.
"В
нашей школе в системе проводится мониторинг физического, психологического, нравственного и духовного здоровья обучающихся, что позволяет корректировать деятельность педагогов по сохранению и укреплению здоровья обучающихся" - с этих слов началось выступление учителя коррекционной школы-интерната № 23 Федосеенко Нины Сергеевны. В школе создана система медико-психолого-педагогической помощи ребенка. Это позволяет объединить усилия медиков и педагогов не только по сохранению здоровья учеников, но и по улучшению его в процессе обучения. В ходе внедрения инноваций педагогическим коллективом школы были разработаны и проведены спортивные праздники, родительские собрания, открытые мероприятия.
Участникам мероприятия представилась возможность посмотреть фильм о жизни школы-интерната № 23. В школе создана доброжелательная обстановка "родного дома". Атмосфера любви, доверия, милосердия, взаимопонимания, поддержки помогает детям забыть о том, что они не такие как все. Каждый учащийся талантлив: многие пишут стихи, многие любят рисовать, некоторые занимаются декоративно-прикладным творчеством. Учителя находятся в постоянном поиске новых форм организации социальной защиты воспитанников, обеспечения их прав и интересов. В школе имеется хороший спортивный зал, игровое и спортивное оборудование развивающего типа. Таким образом, предметная развивающая среда - одно из условий полноценного развития ребенка в стенах школы-интерната.
Творчество - один из возможных путей преодоления замкнутости ребенка с ограниченными возможностями. Згинникова Марина Ивановна, специалист Белгородского Центра народного творчества говорит так: "Наша цель - реабилитация и интеграция инвалидов в общество через обучение народно-прикладному творчеству. Мы развиваем творческие способности детей-инвалидов. Занятия помогают развить эстетический вкус, преодолеть различные недуги у ребенка". На мероприятии, творческий коллектив образцовой детской студии "Бердышко" (руководитель Згинникова М.И.), в состав которого входят Шинкарева Настя, Линниченко Даниил и Золотых Алена (кстати, учащиеся школы-интерната № 23) продемонстрировали гостям свою работу.
Среди важных событий Дня информации стал выезд в Белгородский областной дом ребенка и дошкольно-образовательное учреждение комбинированного вида № 81. В областном доме ребенка для достижения наибольшего эффекта реабилитации детей созданы релаксационные комнаты: комната Монтессори и сенсорная.
Заведующая лабораторией коррекционно-развивающего обучения Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Татьяна Николаевна Расторгуева продемонстрировала специалистам классические материалы знаменитого итальянского педагога Марии Монтессори и их современные творческие варианты. Многие на практике убедились в развивающем значении подготовленной дидактической среды для маленького ребенка. На Белгородчине эта методическая система экспериментально применяется более 10 лет и все больше завоевывает авторитет у воспитателей детских садов и педагогов школы.
Сенсорная комната - это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов: сухие бассейны, мягкие покрытия и т.д. В условиях сенсорной комнаты специалистами детского дома проводятся целенаправленные занятия, или она просто используется для релаксации. Здесь становится возможным наиболее быстрое установление контакта, стимулируется становление мотивации, что в значительной степени повышает эффективность любых коррекционных мероприятий. Такое оборудование стало неотъемлемой составной частью процесса реабилитации детей, как с поражением опорно-двигательного аппарата, так и с нарушениями органов зрения, слуха и другой патологией.
Завершилось мероприятие в дошкольно-образовательном учреждении комбинированного вида № 81, который посещают наравне с обычными детьми дети с ограниченными возможностями. Воспитатели вместе со своими подопечными продемонстрировали занятие "День рождения книги". Старший воспитатель Кленова Анна Петровна рассказала, как у них возникла идея по созданию интегрированной группы, с какими проблемами им пришлось столкнуться, какие условия создают воспитатели для успешного развития всех детей группы.
Белгородская государственная специальная библиотека для слепых им. В.Я. Ерошенко, развиваясь как центр общения специалистов, работающих с инвалидами всех категорий, предоставляя им свои фонды, технические средства, ведя оперативное информирование этой категории читателей, становится социально активным учреждением. И такое взаимное партнерство, обмен опытом, творческими и методическими наработками позволит найти новые подходы в решении социальных проблем особого ребенка.
|
|