Библиотека им. В.Я. Ерошенко
Текстовая версия
URL Библиотека им. В.Я. Ерошенко

новости главная тифлоинформация ресурсы издательская
деятельность
развитие
персонала
социальные
партнёры
услуги почта
Карта сайта
Новости
Главная
Тифлоинформация
Ресурсы
Издательская деятельность
Развитие персонала
Социальные партнёры
Методическая деятельность
Услуги
Библиотека благодарит
Почта
URL
              Новости <<< вперёд >>>
                                      


Здоровьесберегающая среда особого ребенка
Автор:

Елена Старикова, заведующая сектором тифлобиблиографии Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых им.В.Я. Ерошенко
/Белгород, 2007/

9 октября 2007 г. в читальном зале Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых им.В.Я. Ерошенко состоялся День информации "Здоровьесберегающая среда особого ребенка" для специалистов дошкольно-образовательных учреждений комбинированного вида, коррекционных школ-интернатов г. Белгорода
Тема, которая была предложена для обсуждения, на наш взгляд, достаточно серьезна и актуальна. Об этом говорят цифры. Детское население России составляет более 20 миллионов. Число здоровых детей в младших классах не превышает 10 %, в старших - 5 %, у 80 % детей нарушена социальная адаптация. В Белгородской области проживает 318 тысяч детей, из них более 6 тысяч человек составляют дети-инвалиды. Ежегодно в области 4 процента детей рождаются с наследственными и врожденными заболеваниями.
Какой же должна быть здоровьесберегающая среда в образовательных учреждениях коррекционного типа, какие условия мы можем создать для детей с ограничениями жизнедеятельности, как мы - взрослые можем помочь особому ребенку развить творческие возможности, чтобы он мог чувствовать себя комфортно среди своих сверстников, какие методики и технологии применяют педагоги в своей профессиональной деятельности? Ответы на эти и многие другие вопросы прозвучали в выступлениях специалистов.
Открылся День информации вручением детским образовательным учреждениям комплектов книг из фонда "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей". Наша библиотека уже в третий раз получает такие книжки. Книги и занимательные задания изданы с учетом возраста детей и особенностей зрительного и тактильного восприятия изображений детьми с нарушениями зрения, знакомят с окружающим миром, способствуют приобщению к чтению, развитию речи, внимания, мышления, памяти, воображения, пополняют сенсорный опыт, вводят в мир культуры и искусства, доставляют положительные эмоции.
Специалистами библиотеки были освещены новейшие методики, технологии по здоровьесбережению детей, какие экологически чистые материалы применяются сегодня при изготовлении детской, школьной мебели о дизайне детских помещений, зданий и т.д.
Заинтересовала участников информация об удивительной архитектуре центра реабилитации детей больных аутизмом, который находится у нас в России, в городе Москве. Проектом здания занимался известный московский архитектор Андрей Чернихов. Каждый из цветных, ассимитричных уголков Центра как будто наделен способностью чувствовать и общаться, побуждая сознание больного ребенка к ответному общению.
"В нашей школе в системе проводится мониторинг физического, психологического, нравственного и духовного здоровья обучающихся, что позволяет корректировать деятельность педагогов по сохранению и укреплению здоровья обучающихся" - с этих слов началось выступление учителя коррекционной школы-интерната № 23 Федосеенко Нины Сергеевны. В школе создана система медико-психолого-педагогической помощи ребенка. Это позволяет объединить усилия медиков и педагогов не только по сохранению здоровья учеников, но и по улучшению его в процессе обучения. В ходе внедрения инноваций педагогическим коллективом школы были разработаны и проведены спортивные праздники, родительские собрания, открытые мероприятия.
Участникам мероприятия представилась возможность посмотреть фильм о жизни школы-интерната № 23. В школе создана доброжелательная обстановка "родного дома". Атмосфера любви, доверия, милосердия, взаимопонимания, поддержки помогает детям забыть о том, что они не такие как все. Каждый учащийся талантлив: многие пишут стихи, многие любят рисовать, некоторые занимаются декоративно-прикладным творчеством. Учителя находятся в постоянном поиске новых форм организации социальной защиты воспитанников, обеспечения их прав и интересов. В школе имеется хороший спортивный зал, игровое и спортивное оборудование развивающего типа. Таким образом, предметная развивающая среда - одно из условий полноценного развития ребенка в стенах школы-интерната.
Творчество - один из возможных путей преодоления замкнутости ребенка с ограниченными возможностями. Згинникова Марина Ивановна, специалист Белгородского Центра народного творчества говорит так: "Наша цель - реабилитация и интеграция инвалидов в общество через обучение народно-прикладному творчеству. Мы развиваем творческие способности детей-инвалидов. Занятия помогают развить эстетический вкус, преодолеть различные недуги у ребенка". На мероприятии, творческий коллектив образцовой детской студии "Бердышко" (руководитель Згинникова М.И.), в состав которого входят Шинкарева Настя, Линниченко Даниил и Золотых Алена (кстати, учащиеся школы-интерната № 23) продемонстрировали гостям свою работу.
Среди важных событий Дня информации стал выезд в Белгородский областной дом ребенка и дошкольно-образовательное учреждение комбинированного вида № 81. В областном доме ребенка для достижения наибольшего эффекта реабилитации детей созданы релаксационные комнаты: комната Монтессори и сенсорная.
Заведующая лабораторией коррекционно-развивающего обучения Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Татьяна Николаевна Расторгуева продемонстрировала специалистам классические материалы знаменитого итальянского педагога Марии Монтессори и их современные творческие варианты. Многие на практике убедились в развивающем значении подготовленной дидактической среды для маленького ребенка. На Белгородчине эта методическая система экспериментально применяется более 10 лет и все больше завоевывает авторитет у воспитателей детских садов и педагогов школы.
Сенсорная комната - это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов: сухие бассейны, мягкие покрытия и т.д. В условиях сенсорной комнаты специалистами детского дома проводятся целенаправленные занятия, или она просто используется для релаксации. Здесь становится возможным наиболее быстрое установление контакта, стимулируется становление мотивации, что в значительной степени повышает эффективность любых коррекционных мероприятий. Такое оборудование стало неотъемлемой составной частью процесса реабилитации детей, как с поражением опорно-двигательного аппарата, так и с нарушениями органов зрения, слуха и другой патологией.
Завершилось мероприятие в дошкольно-образовательном учреждении комбинированного вида № 81, который посещают наравне с обычными детьми дети с ограниченными возможностями. Воспитатели вместе со своими подопечными продемонстрировали занятие "День рождения книги". Старший воспитатель Кленова Анна Петровна рассказала, как у них возникла идея по созданию интегрированной группы, с какими проблемами им пришлось столкнуться, какие условия создают воспитатели для успешного развития всех детей группы.
Белгородская государственная специальная библиотека для слепых им. В.Я. Ерошенко, развиваясь как центр общения специалистов, работающих с инвалидами всех категорий, предоставляя им свои фонды, технические средства, ведя оперативное информирование этой категории читателей, становится социально активным учреждением. И такое взаимное партнерство, обмен опытом, творческими и методическими наработками позволит найти новые подходы в решении социальных проблем особого ребенка.

    



<<< назад >>>
<<< вперёд >>>





 Поддержка сайта ведётся отделом компьютерных технологий Mail to Webmaster
О нашей библиотеке
О нашей библиотеке
В.Я. Ерошенко
В.Я. Ерошенко
Проекты и программы
Проекты и
программы
Афиша
Афиша
Полезные ссылки
Полезные ссылки
Наши разработки
Наши
разработки
Hosted by uCoz