Художественная тифлогаллерея
Перед нами картина Пабло Пикассо "Девочка на шаре" написанная в 1905 году. Давайте внимательнее рассмотрим ее. На картине изображена бродячая труппа акробатов. Почти весь холст занимают двое: хрупкая гимнастка репетирует цирковой номер, балансируя на шаре, и мощный атлет сидит рядом, отдыхая. Картина наполнена внутренним драматизмом, который положен в основу композиции картины, и построена на сопоставлении контрастов. Пейзаж, изображённый на картине, представляет собой унылую, выжженную солнцем холмистую равнину, по ней протянулась просёлочная дорога, где и остановилась кибитка бродячего цирка. На заднем плане картины изображена случайная прохожая с ребёнком и пасущаяся белая лошадь. Унылый фон контрастирует с весёлым ремеслом артистов, работающих среди шумной весёлой толпы зрителей. Шар и куб, стоящие на земле, - цирковой реквизит - также представляют собой противоположности. Обыгрывается контраст движения и неподвижности. Девочка грациозно покачивается, удерживая равновесие, атлет сидит застывший, словно монолит. Он практически слился в одно целое со своим постаментом, олицетворяя неподвижность и постоянство. Красный цветок в волосах гимнастки - является ярким пятном среди пастельных голубоватых и розовых цветов картины.
|
Обычная экскурсия в художественном музее скажите вы? Но попробуйте закрыть глаза и по одному лишь услышанному описанию представить картину, которую никогда не видели. Яркие краски, полутона, плавные переходы, контрасты. А что выражают лица изображенных на ней людей? Сложно, неправда ли?
Что же делать тем, кто не может увидеть красоты живописных полотен? Пейзажи Айвазовского, Левитана, Шишкина, абстракционизм Малевича и Кандинского, портреты Тропинина и Крамского - всё это недоступно незрячему человеку.
Сегодня в России около миллиона инвалидов по зрению. Сделать для них более доступным наследие мировой художественной культуры, помочь научиться воспринимать и понимать красоту - задача довольно сложная. Единственная возможность для незрячего ознакомиться с полотном - это прикоснуться к нему. Но главное музейное правило - "Не трогать экспонаты руками!"
Многие российские и зарубежные библиотеки и музеи делают попытки помочь слепому человеку постичь художественную культуру. Так, например, в Российской государственной библиотеке для слепых создан и успешно функционирует Центр художественно-эстетической реабилитации незрячих. Аналогичные центры хорошо зарекомендовали себя и во многих региональных библиотеках для слепых. Создаются музеи, проводятся выставки, на которых незрячие имеют возможность прикоснуться к экспонатам. В Омске была развернута выставка "Руками трогать - разрешается", а в самарском музее экспонировалась выставка "Осязаемая красота".
На подобных выставках представлены преимущественно произведения пространственных видов искусств - архитектура, скульптура, художественная керамика, декоративно-прикладное искусство, с которыми незрячий может ознакомиться на ощупь. Но прикоснуться к картине не значит понять ее.
Современное оборудование позволяет адаптировать картины для людей с проблемами зрения. Один из способов - это перевод изображения в рельефную графику. Какова же технология изготовления рельефно-графического изображения?
Выбранное изображение (например, репродукция картины) сканируется, переводится в чёрно-белый режим. Из полноцветного изображения создается графическое. Удаляются все лишние детали, не несущие серьезной смысловой нагрузки и мешающие целостному восприятию изображения. Отдельные части при необходимости выделяются текстурой. Предметы переднего и заднего плана различаются толщиной линий.
Полученное графическое изображение, распечатанное с помощью лазерного принтера на рельефообразующей бумаге, пропускается через специальное нагревательное устройство, термопечь, в результате чего вся тёмная поверхность изображения становится рельефной.
В таком виде картина уже доступна незрячему человеку. И он может, пусть иначе, чем нормально видящий человек, прикоснуться к прекрасному.
В
рельефно-графических изображениях основными средствами выражения, доступными для восприятия незрячими являются линия, контур, рельеф, форма, объем и текстура.
Если предмет красив, то он красив и своими линиями. Сплошные, пунктирные, штриховые, тонкие, широкие, одинарные, спаренные, прямые, ломаные, плавно изгибающиеся, круговые линии позволяют отобразить различное художественное содержание. С их помощью в изображение можно внести целый спектр чувств и настроений - спокойствие, напряжение, придать изображению ритмичность или мелодичность и т.п.
Незрячему сложно самому составить целостное представление о картине, поэтому рельефное изображение обязательно должно сопровождаться подробным описанием, напечатанным брайлевским шрифтом или выпущенным в аудиоформате.
Художественное искусство настолько тонкая вещь, что одного осязательного восприятия мало. Необходимо помочь незрячему человеку увидеть красоту картины, понять ее смысловое и эмоциональное наполнение, получить эстетическое удовольствие.
Для этого можно привлечь другие жанры искусства, которые доступны слепому человеку. Просмотр картин может сопровождаться звучанием музыки и чтением стихов. Подобный эксперимент уже был проведен в Житомире. Там состоялась творческая встреча "Видеть сердцем" известного житомирского художника Юрия Камышного с людьми, которые имеют недостатки зрения. Просмотр полотен автора выставки сопровождался песнями и стихами местных поэтов и композиторов. Вот комментарий одной из незрячих участниц мероприятия к картине "Катится лето": "Для художника это просто лето, а слепой человек ощущает вибрацию той энергетики, которую художник кисточкой и душой вложил в свои картины. В этих картинах очень большая сила, потому что каждая из них наводит на мысли. Каждый мазок кисти мастера излучает какое-то особое тепло, поэтому мы ощущаем каждый стебелек, каждое растение, видим и слышим шелест травы".
Это доказывает, что слепые люди тоже могут ощущать и различать цвета, внутренним зрением определять смысловое наполнение того, что нарисовано на полотне.
В
"коллекции" нашей библиотеки пока всего лишь две картины, репродуцированные в рельефной графике (Кандинский. Конгломерат. 1943 г. и Пикассо. Девочка на шаре. 1905 г.). Это лишь первая попытка и впереди еще много работы. Но мы надеемся в скором будущем пригласить своих читателей на открытие "Художественной тифлогаллереи".
Кардашова Ю.В.,
ведущий библиотекарь
отдела по изданию литературы
на специальных носителях
|
|