Библиотека им. В.Я. Ерошенко
Текстовая версия
URL Библиотека им. В.Я. Ерошенко

новости главная тифлоинформация ресурсы издательская
деятельность
развитие
персонала
социальные
партнёры
услуги почта
Карта сайта
Новости
Главная
Тифлоинформация
Ресурсы
Издательская деятельность
Развитие персонала
Социальные партнёры
Методическая деятельность
Флэш технологии
Услуги
Библиотека благодарит
Почта
URL
              Новости
                                      


Художественная тифлогаллерея




Перед нами картина Пабло Пикассо "Девочка на шаре" написанная в 1905 году. Давайте внимательнее рассмотрим ее. На картине изображена бродячая труппа акробатов. Почти весь холст занимают двое: хрупкая гимнастка репетирует цирковой номер, балансируя на шаре, и мощный атлет сидит рядом, отдыхая. Картина наполнена внутренним драматизмом, который положен в основу композиции картины, и построена на сопоставлении контрастов. Пейзаж, изображённый на картине, представляет собой унылую, выжженную солнцем холмистую равнину, по ней протянулась просёлочная дорога, где и остановилась кибитка бродячего цирка. На заднем плане картины изображена случайная прохожая с ребёнком и пасущаяся белая лошадь. Унылый фон контрастирует с весёлым ремеслом артистов, работающих среди шумной весёлой толпы зрителей. Шар и куб, стоящие на земле, - цирковой реквизит - также представляют собой противоположности. Обыгрывается контраст движения и неподвижности. Девочка грациозно покачивается, удерживая равновесие, атлет сидит застывший, словно монолит. Он практически слился в одно целое со своим постаментом, олицетворяя неподвижность и постоянство. Красный цветок в волосах гимнастки - является ярким пятном среди пастельных голубоватых и розовых цветов картины.

Обычная экскурсия в художественном музее скажите вы? Но попробуйте закрыть глаза и по одному лишь услышанному описанию представить картину, которую никогда не видели. Яркие краски, полутона, плавные переходы, контрасты. А что выражают лица изображенных на ней людей? Сложно, неправда ли?
Что же делать тем, кто не может увидеть красоты живописных полотен? Пейзажи Айвазовского, Левитана, Шишкина, абстракционизм Малевича и Кандинского, портреты Тропинина и Крамского - всё это недоступно незрячему человеку.
Сегодня в России около миллиона инвалидов по зрению. Сделать для них более доступным наследие мировой художественной культуры, помочь научиться воспринимать и понимать красоту - задача довольно сложная. Единственная возможность для незрячего ознакомиться с полотном - это прикоснуться к нему. Но главное музейное правило - "Не трогать экспонаты руками!"
Многие российские и зарубежные библиотеки и музеи делают попытки помочь слепому человеку постичь художественную культуру. Так, например, в Российской государственной библиотеке для слепых создан и успешно функционирует Центр художественно-эстетической реабилитации незрячих. Аналогичные центры хорошо зарекомендовали себя и во многих региональных библиотеках для слепых. Создаются музеи, проводятся выставки, на которых незрячие имеют возможность прикоснуться к экспонатам. В Омске была развернута выставка "Руками трогать - разрешается", а в самарском музее экспонировалась выставка "Осязаемая красота".
На подобных выставках представлены преимущественно произведения пространственных видов искусств - архитектура, скульптура, художественная керамика, декоративно-прикладное искусство, с которыми незрячий может ознакомиться на ощупь. Но прикоснуться к картине не значит понять ее.
Современное оборудование позволяет адаптировать картины для людей с проблемами зрения. Один из способов - это перевод изображения в рельефную графику. Какова же технология изготовления рельефно-графического изображения?
Выбранное изображение (например, репродукция картины) сканируется, переводится в чёрно-белый режим. Из полноцветного изображения создается графическое. Удаляются все лишние детали, не несущие серьезной смысловой нагрузки и мешающие целостному восприятию изображения. Отдельные части при необходимости выделяются текстурой. Предметы переднего и заднего плана различаются толщиной линий.
Полученное графическое изображение, распечатанное с помощью лазерного принтера на рельефообразующей бумаге, пропускается через специальное нагревательное устройство, термопечь, в результате чего вся тёмная поверхность изображения становится рельефной. В таком виде картина уже доступна незрячему человеку. И он может, пусть иначе, чем нормально видящий человек, прикоснуться к прекрасному.

В рельефно-графических изображениях основными средствами выражения, доступными для восприятия незрячими являются линия, контур, рельеф, форма, объем и текстура.
Если предмет красив, то он красив и своими линиями. Сплошные, пунктирные, штриховые, тонкие, широкие, одинарные, спаренные, прямые, ломаные, плавно изгибающиеся, круговые линии позволяют отобразить различное художественное содержание. С их помощью в изображение можно внести целый спектр чувств и настроений - спокойствие, напряжение, придать изображению ритмичность или мелодичность и т.п.
Незрячему сложно самому составить целостное представление о картине, поэтому рельефное изображение обязательно должно сопровождаться подробным описанием, напечатанным брайлевским шрифтом или выпущенным в аудиоформате.
Художественное искусство настолько тонкая вещь, что одного осязательного восприятия мало. Необходимо помочь незрячему человеку увидеть красоту картины, понять ее смысловое и эмоциональное наполнение, получить эстетическое удовольствие.
Для этого можно привлечь другие жанры искусства, которые доступны слепому человеку. Просмотр картин может сопровождаться звучанием музыки и чтением стихов. Подобный эксперимент уже был проведен в Житомире. Там состоялась творческая встреча "Видеть сердцем" известного житомирского художника Юрия Камышного с людьми, которые имеют недостатки зрения. Просмотр полотен автора выставки сопровождался песнями и стихами местных поэтов и композиторов. Вот комментарий одной из незрячих участниц мероприятия к картине "Катится лето": "Для художника это просто лето, а слепой человек ощущает вибрацию той энергетики, которую художник кисточкой и душой вложил в свои картины. В этих картинах очень большая сила, потому что каждая из них наводит на мысли. Каждый мазок кисти мастера излучает какое-то особое тепло, поэтому мы ощущаем каждый стебелек, каждое растение, видим и слышим шелест травы".
Это доказывает, что слепые люди тоже могут ощущать и различать цвета, внутренним зрением определять смысловое наполнение того, что нарисовано на полотне.
В "коллекции" нашей библиотеки пока всего лишь две картины, репродуцированные в рельефной графике (Кандинский. Конгломерат. 1943 г. и Пикассо. Девочка на шаре. 1905 г.). Это лишь первая попытка и впереди еще много работы. Но мы надеемся в скором будущем пригласить своих читателей на открытие "Художественной тифлогаллереи".


Кардашова Ю.В.,
ведущий библиотекарь
отдела по изданию литературы
на специальных носителях


    








 Поддержка сайта ведётся отделом компьютерных технологий Mail to Webmaster
О нашей библиотеке
О нашей библиотеке
В.Я. Ерошенко
В.Я. Ерошенко
Наши акции и пректы
Наши акции
и проекты
Афиша
Афиша
Полезные ссылки
Полезные ссылки
Наши разработки
Наши
разработки
Hosted by uCoz