Ход проведения мероприятия:
1-й
ведущий:
Уважаемые наши гости! 25 апреля отмечается 100-летний Юбилей замечательного композитора Василия Павловича Соловьева-Седого. Василий Павлович принадлежит к той легендарной богатырской плеяде, которая поднялась в России из глубины народной на радость и удивление человечеству. Песенное творчество композитора - это настоящая музыкальная летопись нашей эпохи, которая уже давно вошла в золотой фонд советской музыки. Его песни знают, любят и, что самое главное, их поют. Они навсегда останутся в памяти народной.
2-й
ведущий:
Родился Василий Павлович в Петербурге 25 апреля 1907 года в семье Анны и Павла Соловьевых.
Родился он там, где течет Нева,
Навек в родной влюбился Ленинград,
И в "Разговоре с городом" слова
Как голос композитора звучат…
Его родители - выходцы из крестьян. Вот как вспоминала о них сестра Василия Павловича: "…Мама наша Анна Федоровна была псковитянка, родом из порховской деревни. Она была хороша - небольшого роста, стройная, голубоглазая, с косой почти до колен. Человек необыкновенной доброжелательности - всегда о ком-то заботилась, хлопотала… В голодные 1918-1920 годы собирала вещи и в деревнях меняла на продукты, подкармливая и детишек с нашего двора на Старо-Невском.
Была она человеком гордым, вспыльчивым, с обостренным чувством собственного достоинства. Она охотно вспоминала, как служила горничной у Анастасии Вяльцевой, как ушла от нее, не снеся капризов знаменитой певицы, хотя пение Вяльцевой приводило мать в восторг.
"…Отец наш, как и мать, родился в 1874 году. Детство его прошло в деревне близ города Невеля. У деда было 19 детей. Отец учился в сельской школе лет до десяти, а потом запрягся в тяжелый сельский труд… Пение отец любил страстно и сам пел чистым тенором, в основном народные песни….". Эти песни сыграли большую роль в музыкальном развитии будущего композитора.
1-й
ведущий:
Рано обнаружились у Василия Павловича также тембровые пристрастия, чуткость не ко всем, а к некоторым музыкальным краскам. Гармошка, на которой играл отец, не привлекала: только лет через двадцать пять для фронтовой концертной поездки выучился он игре на аккордеоне.
Вся любовь поначалу была отдана струнным народным инструментам, а особенно балалайке.
Немое кино приобщило его к фортепиано. В доме, где он жил, открылся маленький кинотеатрик, где крутили фильмы. Заметив у экрана диковинку - пианино, он упросил киномеханика разрешить ему попробовать клавиши и быстро подобрал по слуху "Светит месяц". Восхищённый механик позволил ему ежедневно по утрам
присаживаться к инструменту, а мальчик взялся таскать киноленты, помогал их "прокручивать", убирал зал. Василий Павлович, по словам М.Шагинян, учился "секрету массовости музыки, тайне той магической связи, посредством которой музыка сливает людей в едином переживании, объединяет их в одном чувстве и мысли…".
2-й
ведущий:
Такие занятия очень помогли Василию Павловичу, когда уже после революции и смерти матери он в самостоятельной жизни занимался музыкальной импровизацией в кинотеатрах, затем в художественной студии сопровождал уроки гимнастики, а позднее на радио - передачи радиогимнастики. Долго оставался самоучкой: на слух запоминал мелодии, сочинял, не зная нотной грамоты.
Талант импровизатора помог двадцатидвухлетнему Соловьеву, при крайней скудности знаний, поступить в среднее музыкальное учебное заведение - Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского, собравшее в своих стенах когорту талантливых молодых людей, сыгравших большую роль в дальнейшем развитии советской музыки.
1-й
ведущий:
В 1936 году Василий Павлович окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у П. Б. Рязанова, одного из выдающихся мастеров советской песни. Педагог нового типа, он активно участвовал в проводившихся тогда реформах музыкального образования.
Своих учеников он ориентировал на фольклорные истоки мелодизма, трактуя их широко, и это было близко Соловьеву-Седому, чей интонационный багаж устойчиво составляла городская и крестьянская песенность. Первые его сочинения свидетельствуют, что Рязанов чутко ощутил его предрасположенность к вокальным жанрам и направил его главным образом в это русло, одновременно побуждая пробовать силы и в инструментальной музыке.
2-й
ведущий:
Тридцатые годы были временем стремительных композиторских взлетов: Д.Шостаковича, Г. Попова, И. Дунаевского и других. Однако для творчества Соловьева-Седого эти времена не были столь удачными. Лирическую песню, сочиненную для театрального спектакля вместо марша, жестоко раскритиковали.
Симптомы песенного обновления принес 1936 год. Песни Соловьева-Седого были замечены: на ленинградском конкурсе массовых песен премии получили "Парад" на слова А.Гитовича и "Песня о Ленинграде" на слова Е.Рывиной. Песню "Гибель Чапаева" опубликовали газеты "Смена" и "Красный Балтийский флот" в рубрике "Пойте эту песню". Но до всенародного признания и славы было еще далеко.
1-й
ведущий:
В 1939 году Василий Павлович берется за сочинение балета "Тарас Бульба" по договору с Ленинградским театром оперы и балета им. С.М.Кирова. Работать приходилось день и ночь. Но отзывы прессы были неоднозначными. О Соловьеве-Седом снисходительно говорилось, что он "не лишен дарования, но не имеет данных музыкального драматурга для того, чтобы браться за монументальное сценическое полотно". Подавленный и обескураженный, Соловьев-Седой, как он сам вспоминал, "надолго расстался с мыслью о создании театрального произведения". Однако достигнутое в балете "Тарас Бульба" стало для Василия Павловича надолго стимулом смелой работы в разных жанрах.
2-й
ведущий:
В полную силу голос Соловьева-Седого народ услышал в лихую военную годину. Композитор, который так долго не мог найти себя, ошибался и в общем шел в русле достигнутого другими, старшими и опытными коллегами, уже в первые дни войны, сразу и без колебаний "заявил себя". Война всколыхнула то "чувство солдата", которое жило в Соловьеве-Седом с детских лет. В книге воспоминаний он писал: "…Вот когда пришел мой час…пришла моя тема".
Из обильного песенного потока двух начальных военных месяцев он сам выделил 4 песни: "Играй, мой баян", "Песню смелых" на стихи А.Суркова, "Встречу Буденного с казаками" на стихи А.Чуркина и "Вечер на рейде". Если в первых трех случаях композитор писал на имевшийся текст, вдохновлялся им, то "Вечер на рейде" возник как музыка без слов, навеянная конкретной картиной тех дней: тихой мелодией, доносившейcя с корабля на залив перед отплытием в боевой поход.
1-й
ведущий:
Василий Павлович вспоминал: "В августе 1941 года вместе с группой композиторов и музыкантов мне пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. Мы как раз кончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. У меня возникла мысль написать об этом тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Возвратившись из порта, я сел сочинять эту песню...".
Композитор сам придумал начало припева - "Прощай, любимый город!" - и, отталкиваясь от него, стал писать музыку. Через два дня он передал ноты давнему своему другу поэту Александру Чуркину, и тот сложил полный текст "Вечера на рейде".
2-й
ведущий:
Однако путь у песни в жизнь оказался непростым. Когда Василий Павлович впервые спел ее друзьям, песню забраковали: слишком уж спокойной и "тихой" показалась она, не подходящей для грозной военной поры. И композитор спрятал ноты подальше...
А зимой сорок первого выступал он на Калининском фронте. Как-то после концерта в солдатской землянке под Ржевом бойцы попросили исполнить что-нибудь "для души", потеплее, посердечнее, и композитор вспомнил о забракованной песне. Уже со второго куплета бойцы начали ему тихо подпевать.
1-й
ведущий:
Сразу полюбившаяся фронтовикам песня с этого дня стала опережать артистов. Только начнут концерт, а зрители скандируют:
|