1-й
ведущий:
"Вечер на рейде!.." Возвращаясь с фронта, Соловьев-Седой заехал в Москву, чтобы в Центральном Доме композиторов показать свои новые произведения. "Вечер на рейде" приняли единодушно. Скоро, после исполнения по радио, ее запели тысячи, миллионы людей.
Почему же мирная и тихая песня, в которой, кстати, даже ни разу не вспоминается слово "война", так полюбилась в суровую пору? Наверное, потому, что говорила она о том, что пережили тогда миллионы, - о расставании с любимыми, родными местами. И еще, наверное, потому, что есть в ней не только задушевность, но и задумчивость, не только светлая грусть, но и большая внутренняя сила. Привольная мелодия льется естественно, свободно, и поющие словно обращаются друг к другу, ища сочувствия, поддержки, отклика.
Красивая, чистая, душевная песня... Да, не только моряки, но пехотинцы, бойцы воздушно-десантных войск, партизаны Ленинградской области имели свой вариант слов этой песни и считали ее "своей". Даже к итальянским партизанам попала эта мелодия, и они положили на нее рассказ о юной черноокой героине освободительной борьбы... Вот какая эта песня! Давайте сейчас послушаем ее.
Звучит песня "Вечер на рейде"
2-й
ведущий:
В декабре 1941 года под художественным руководством Соловьева-Седого был организован передвижной театр "Ястребок". В его труппу входили актер, чтец, акробаты, танцовщик, пианистка и другие артисты. Готовили они музыкально-эстрадные представления из скетчей, танцевальных и вокальных номеров, объединенных музыкальными интермедиями, написанными Соловьевым-Седым и выступали на передовых позициях, участвовали в художественном обслуживании оборонных заводов Урала, воинских частей 1-го Прибалтийского фронта, Краснознаменного Балтийского флота.
Но пребывание на фронте не было длительным - всего около двух месяцев, но оно дало ему очень многое. Он не только увидел близко своего героя. Он испытал на фронте свои песни, их запели все. Свершилась мечта Василия Павловича, в которой он не стеснялся признаваться, - сравниться с Дунаевским, "писать такие популярные песни, какие писал он, - чтобы народ их пел". По всей стране, на всех фронтах зазвучали "Играй, мой баян", "Гармошка", "Песня смелых". Вывезенный из блокадного Ленинграда умирающий отец композитора успел услышать песни сына, порадоваться его славе.
1-й
ведущий:
Слава воодушевила Соловьева-Седого. 1942 год дал 16 песен, в том числе шедевры: "О чем ты тоскуешь, товарищ моряк?", "Девушка и взвод".
Песни, песни! После успеха его сочинений на фронте Соловьев-Седой уже не стесняется такой односторонности, отдается песням со страстью. Основным автором текстов остается Фатьянов, но прибавляются и известные поэты, считающие честью сотрудничать с талантливым песенником, ищущие этого сотрудничества - поэты В.Лебедев-Кумач, И. Уткин, М.Исаковский.
В апреле 1943 года Соловьева-Седого вызвали в Москву. Столица постепенно собирала художественные кадры, разбросанные эвакуацией по разным местам. Организационный комитет Союза композиторов СССР устраивал творческие дискуссии, к участию в которых привлекали и Соловьева-Седого: его триумф поднимал общественное значение песенного жанра, авторитет композиторов-песенников, сделавших песню оружием борьбы.
2-й
ведущий:
Яростная тяга Соловьева-Седого к работе не угасла. Поселившись в гостинице "Москва", он неукоснительно каждым ранним утром принимается за "пахоту" и не встает, пока очередная песня не оказывается зафиксированной на нотном листе. Слава укрепляет самодисциплину. …Однажды, когда Василий Павлович Соловьев-Седой работал над опереттой "Верный друг", дверь номера гостиницы распахнулась и на пороге вырос Алексей Фатьянов. Поэт приехал с фронта, ему дали отпуск специально, чтобы он написал с Василием Павловичем две песни. Тексты песен готовы, их Фатьянов сложил под грохот канонады, - "Ничего не говорила" и "Соловьи". Василий Павлович сел за пианино, музыка родилась быстро, а потом композитор и поэт позвали к себе соседей по гостинице и спели им новые песни. Одобрение было полным, а генерал из соседнего номера даже стал их "соавтором", предложив заменить в "Соловьях" одно слово: "Пусть солдаты (а не "ребята", как было сначала) немного поспят".
1-й
ведущий:
Рассказывают, что другой композитор, увидев у Фатьянова стихи о соловьях, тоже попытался сложить песню. Получился вальс, весьма непритязательный и милый, но признания он не получил. Вернее, он сразу же отступил перед песней, которую знаем мы. Потому что вместе с лиризмом, очень добрым и проникновенным, есть в этой песне эпичность. Эпичность удивительнейшей силы.
Звучит песня "Соловьи"
2-й
ведущий:
Несмотря на то, что поэт А.Фатьянов был моложе Василию Павловичу Василия Павловича на целых тридцать лет, долгие годы их связывала творческая дружба. В стихах Фатьянова Соловьев-Седой ощущал редкостную, как он определил, "свободную песенность, возможности ритмических вариантов" - то, что называл "Песенным стилем поэзии". Их совместная песня "Где же вы теперь, друзья однополчане?" полюбилась слушателям. Сочинив эту песню, Соловьев-Седой "повел" от нее цикл, куда вошло пять песен, назвав его "Сказ о солдате".
1-й
ведущий:
В 1943 году Василию Павловичу Соловьеву-Седому присудили Государственную премию за лучшие произведения военных лет: "Играй, мой баян", "Вечер на рейде", "Песня мщения".
Песня "Горит свечи огарочек" родилась в самый последний день войны. Василий Павлович Соловьев-Седой рассказал, как весной сорок пятого их концертная бригада по заданию политуправления Балтийского флота выступала перед моряками. В бригаде - музыкант Лев Круц, поэт Алексей Фатьянов, певец Ефрем Флакс и жена композитора Татьяна Рябова, аккомпаниатор. Долго ехали по следам войны и все не могли догнать часть, в которую направлялись, потому что та перемещалась стремительно да и артистам часто приходилось останавливались, т.к. в концерте они не могли отказать никому. И вот вечером 8 мая, во время такого переезда, прямо в кузове "студебеккера" Василий Павлович сымпровизировал мелодию, а Фатьянов тут же написал на нее стихи.
2-й
ведущий:
И получилась песня, солдатская песня. Как будто собрались бойцы в землянке у огарочка свечи. Сидят у огонька и напевают. Впрочем, эта песня - беседа в узком кругу, "не тратя время попусту, по-дружески да попросту". Беседа о том, что "давно мы дома не были" и что там, дома, наверное, "без нас девчатам кажется, что звезды не горят"... В общем, за четыре года соскучились люди по своему дому до невозможности... И сколько же в этой немудреной песне (которую просто нельзя исполнять громко или как-то тем торжественно), подлинной сердечности, сколько задумчивости и тоски...
На ночлег бригада остановилась в восточно-прусском городе Мариенбурге. Только заснули - выстрелы. Что такое?! Враг, что ли, прорвался сюда, выходя из окружения? Выбежали на улицу и замерли: вся улица, весь городок палили вверх из карабинов, автоматов, пистолетов. И улыбки - вперемешку со слезами… И потом они тоже разрядили в светлеющее небо свои пистолеты и лихо промчались на пароконном шарабане по всему городу. А потом дали первый концерт в первый день мира. И впервые исполнили тогда песню, сочиненную накануне в тряском кузове "студебеккера".
1-й
ведущий:
С окончанием войны темы творчества, ставшие за четыре года привычными, должны были измениться. От композитора ждали мирных песен. Для кинофильма "Небесный тихоход", поставленного на "Ленфильме" режиссером С.Тимошенко, он пишет в начале 1946 года две песни - "Потому, что мы пилоты" и "Пора в путь-дорогу" (первую на стихи А.Фатьянова, вторую - на стихи С.Фогельсона). Обе приобрели устойчивую популярность.
Мирная жизнь возвратила композитора к любовной лирике. Она теперь и разнообразней, и богаче, и тоньше, чем в тридцатые годы. В ней оттенки чувства - верность, восторг любви (песня "Едет парень на телеге"), светлая печаль ("Тропки-дорожки"), юмор ("Страдания"), а в одной, лучшей песне слита вся, пожалуй, гамма расцветающего любовного чувства: речь идет об известной песне "На лодочке" на стихи В.Лебедева-Кумача, сошедшей с экрана кинофильма "Первая перчатка", поставленного на "Мосфильме" режиссером А.Фроловым. Эта песня - образец гармонического синтеза слова и музыки, в ней сконцентрированы проникновенность, доверительность, нежность, мечтательность.
2-й
ведущий:
Осенью 1948 года ему приходится сменить Д.Шостаковича на посту председателя Ленинградской композиторской организации. В руководящей работе проявлялась хватка трудового человека. Василий Павлович не терпел разговоров вокруг да около, не скрывал презрения к пустозвонам, ходатаям за себя, отделял искреннюю хвалу от лести. По инициативе председателя утверждается практика систематических творческих смотров. Еще одно начинание встречает его горячую поддержку - песни, посвященные заводам.
1-й
ведущий:
В пятидесятые годы Василий Павлович в поисках источников вдохновения обращается к драматическим спектаклям, берется писать музыку к популярным пьесам, операм. Во время работы над оперой "Любовь Яровая" по пьесе К.Тренева, появляются две замечательные песни: "В путь" и "Подмосковные вечера".
А начало, возникновение этой песни буднично. На студии документальных фильмов монтировала картину о спорте "Спартакиада народов РСФСР". Постановщики тревожились - пойдут ли зрители смотреть фильм о легкой атлетике? Для того чтобы привлечь зрителей, решили снабдить фильм песней. Не физкультурным маршем, а лирической. Поэт Михаил Матусовский и композитор Василий Соловьев - Седой предложили режиссерам бесхитростную песенку, навеянную летним вечером - "Подмосковные вечера". Первым слушателем песни была жена - Татьяна Рябова. В фильме песня прозвучала лишь как фон и вообще оказалась на заднем плане.
2-й
ведущий:
Могло случиться, что так и пропала бы эта работа. Но тут пришло на помощь радио. Исполненная артистом Художественного театра Владимиром Трошиным в вечерние часы, песня произвела большое впечатление. Почтальоны стали проносить в Радиокомитет тяжелые тюки писем - повторите, передайте снова эту песню.
В 1957 году на конкурсе песни VI Международного фестиваля молодежи и студентов песня получила первую премию и Большую золотую медаль. Завершая свой прощальный концерт в Москве после Первого конкурса имени Чайковского, американский пианист Ван Клиберн подарил слушателям прекрасное инструментальное переложение песни. После фестиваля песню запели во всем мире.
В течение нескольких лет ни один концерт, ни одна передача по заявкам радиослушателей не обходились без исполнения "Подмосковных вечеров". Каждые пятнадцать минут звучит над Родиной эта мелодия - позывной круглосуточной радиостанции "Маяк".
Звучит песня "Подмосковные вечера"
1-й
ведущий:
Тема борьбы за мир воплощается в песне "Если бы парни всей земли", возникшей вслед за "Подмосковными вечерами".
Значительное место в его творчестве занимают песни о его любимом городе - Ленинграде: "Вечерняя песня", "Песня балтийцев", "Ночи белые стоят над Ленинградом", "Мы - ленинградцы", "В белую ночь", "Ленинградская весенняя". Кроме этого он сочиняет музыку к опереттам: "Олимпийские звезды", "Ваш доброжелатель", "Восемнадцать лет", "У родного причала", "Вендетта", "Брак по любви", "Подвески королевы".
2-й
ведущий:
Шестидесятые-семидесятые годы характерны для композитора выпуском вокальных повестей. Таких "повестей" он успел сочинить три: "Северная поэма" - 1967 год, "Светлая песня" ("Песня любви") - 1972 год, "Мои современники" - 1973-1975 годы. Композитор мечтал добиться того, чтобы циклы песен-романсов достигли уровня его лучших, популярных песенных миниатюр, считал, что предыдущим творчеством подготовил выполнение этой задачи. В статье "Судьба песни", опубликованной в 1967 году, когда только приступил к циклам, он писал: "Мне кажется, культура восприятия, любовь к песне сейчас таковы, что не только единичные песни, но и циклы, если они будут ярко, правдиво, впечатляюще написаны, могут получить популярность, не уступающую популярности лучших советских песен".
1-й
ведущий:
Удивительна и закономерна психологическая потребность творческих личностей к концу жизни возвращаться к истокам, к детству. Так было и с Василием Павловичем Соловьевым-Седым. Он обратился к лучезарной сказке С.Я.Маршака "Терем-теремок". Увлеченный Маршаком, он дополняет сказку своими стихами, интермедиями, прибаутками. Пишет музыки много, затягивает дело, словно бы не в силах оторваться от этого света, солнца, откуда черпает мужество в тяжелейшей болезни, неизлечимость которой понимал.
В своих воспоминаниях сестра Василия Павловича писала: "…За четыре года жестокой болезни Василия я не слышала ни одного слова жалобы. Последние три месяца в больнице, неподвижный, он все время перебирал пальцами по одеялу, как по клавиатуре. Мы тщательно пытались дать ему возможность хоть немного работать: изобретали подставки, пюпитры. У лечащего врача он робко спрашивал: "С тем, что ходить не буду, я примирился, но хоть сидеть-то смогу? Мне много еще нужно написать…".
Лебединую песню Василий Павлович дописать не успел… Он скончался 2 декабря 1979 года.
2-й
ведущий:
Василию Павловичу Соловьеву-Седому посвящалось много стихов. Чувства, вызванные песнями, благодарности за концерты, юбилейные поздравления часто выражались в поэтической форме. Давайте сейчас послушаем стихотворение Михаила Дудина, посвященное Василию Павловичу.
Он слушать голос времени умел,
Сводил с концами новые начала
И, перехлестывая за предел,
Его живая Музыка звучала.
И мертвые вставали. И в крови
Захлебывалась новая атака.
И песней исходили соловьи
Над хаосом погибели и мрака.
И все-таки гармония жива
Бессмертием сочувствия и муки.
Течет Нева. И слезы льет вдова.
Трубит труба и маршируют внуки.
1-й
ведущий:
За многолетний труд Василий Павлович был удостоен звания Народный артист СССР (1967). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат премий: Ленинской (1959) и Государственных СССР (1943, 1947).
Нашу встречу не хотелось бы заканчивать на грустной ноте, тем более что песни Василия Павловича мелодичные, жизнерадостные, веселые. В память об этом замечательном композиторе давайте послушаем песню "Услышь меня".
Cписок литературы
- Василий Павлович Соловьев-Седой: Воспоминания Статьи. Материалы / Сост., общ. ред., вступ. статья С.Хентовой. - Л.: Сов. композитор, 1987. - 296 с., ил.
- Сидорский, Л. И только потому мы победили…: Очерки / Л. Сидорский. - Л.: Сов. композитор, 1985. - 96 с., ил.
- Советские композиторы и музыковеды: Справ. в 3-х т. Т.3. Ч. 1 (С-Ф) / Сост.: Л Григорьев, А.Модин, Я.Платек. - М.: Сов. композитор, 1989. - 216 с.
Литература из фонда
Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых им. В.Я.Ерошенко:
- Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов / Ю. Вайнкоп, И. Гусин. - 8-е изд. - Л.: Музыка, 1987. - 200 с.
- Гордость советской музыки: Музыканты-Герои Социалистического Труда и лауреаты Ленинской премии / Ред.-сост. М.Яковлев. - М.: Сов.композитор, 1987.-544с.; ил.
- Долматовсий Е.А.Рассказы о твоих песнях / Е.А. Долматовский; Оформл. Е.Ганнушкина. - М.: Дет. лит., 1973. -351 с.
- Матутите Е.А.Советская массовая песня 70-80-х годов / Е.А. Матутите. - М.: Знание, 1982. - 128 с. - (Нар. ун-т. Фак. лит-ры и искусства)
- Популярный справочник-песенник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Музыка, 1989.-255 с.
- Щукин.А.Н. Самые знаменитые люди России. Т. (Н-Я). - М.: Вече, 1999.-528 с. - (Самые знаменитые).
Кроме того, в фонде библиотеки имеются аудиокассеты с записями песен
Василия Павловича Соловьева-Седого:
- "Вечер на рейде",
- "Подмосковные вечера",
- "Вася Крючкин", "Соловьи",
- "О чем ты тоскуешь, товарищ Моряк",
- "На солнечной поляночке",
- "Услышь меня".
Уважаемые коллеги, для информационной полноты и повышения зрелищности мероприятия
рекомендуем дополнить сценарий мероприятия следующими формами:
- книжно-иллюстративной выставкой о жизни и творчестве В.П.Соловьева-Седого;
- видеорядом (при наличии необходимых технических средств);
- музыкальным оформлением (фонограммы песен В.П.Соловьева-Седого или их живое исполнение).
|